Водород как угроза декарбонизации

Мы слышим о «зеленом водороде», но в основном это поддержанная промышленностью пропаганда, когда 99% всего производимого в мире водорода получают из ископаемого топлива.

Предпринимаются огромные пропагандистские усилия, чтобы представить «зеленый» водород как энергетическую технологию, играющую важную роль в декарбонизации. Эти усилия не проходят базовые тесты — выбросы, стоимость, эффективность и происхождение водорода. Европейская стратегия «зеленого водорода» (которая является ничем иным, как немецкой водородной стратегией), создавая крупные транспортные маршруты, послужила бы лишь укреплению отношений зависимости периферии от Германии, послужила бы еще одним спасательным кругом для отрасли добычи ископаемого газа и препятствовала декарбонизации.

Контент, создаваемый основными промоутерами водорода — нефтяными компаниями, Eurogas, объединяющей европейские газовые компании, и ENTSOG, Европейской сетью газовых операционных систем, — скрывает важную информацию и должен рассматриваться как то, чем он и является, — пропаганда.

Местное производство и потребление экологически чистого водорода может быть жизнеспособным в процессе декарбонизации тяжелой промышленности, когда солнечные батареи и ветряные турбины будут производить экологически чистый водород, который можно будет потреблять на месте. Как только появляется процесс транспортировки водорода, этот процесс становится препятствием для декарбонизации. Почему?

Уровень потерь при морских перевозках жидкого водорода на большие расстояния составляет от 30 до 40%, при этом еще 5% теряется в процессе регазификации в портах. Если поместить водород в трубопровод, транспортировать его в другое место и сжечь в конечном пункте назначения, уровень потерь будет колоссальным. Каждое преобразование энергии — водород, сжатие, топливные элементы, ввод в сеть и конечный потребитель — приводит к увеличению потерь энергии. Технология преобразования энергии в водород и обратно в энергию составляет в лучшем случае 46%, но может составлять всего 18%. Это означает уровень потерь от 54% до 82%. Транспортировка водорода по трубопроводам — это энергетическая технология с КПД от 18% до 46%, что является огромной тратой производимой энергии.

Тогда возникает суровая реальность: мы слышим «зеленый водород», но 99% всего производимого в мире водорода получают из ископаемого топлива. В прошлом году мировое производство водорода привело к более чем 900 миллионам тонн выбросов CO2, что больше, чем выбросы всей мировой авиации. Водород, независимо от того, сжигается ли он на стройплощадке, подается в трубопровод или грузится на судно, производится на ископаемой основе, в основном из ископаемого газа.

Увеличение производства экологически чистого водорода с практически нулевого уровня сегодня до 5,5 ГВт к 2030 году означало бы отвлечение финансирования и ресурсов от декарбонизации и электрификации в пользу экспорта наших возобновляемых мощностей.

Планы по расширению инфраструктуры «зеленого водорода» — полная чушь. Чтобы проиллюстрировать это, я расскажу о конкретном случае Португалии, небольшой страны с высоким уровнем производства возобновляемой энергии, и о том, как водородная лихорадка служит инструментом блокирования перехода к энергетике, консолидации сектора ископаемого газа и служит промышленным интересам Германии.

В Португалии существует проект трубопровода CelZa (Селорико-да-Бейра—Самора) компаний REN и Enagás, который является основным передовиком водородных технологий в стране. Самые четкие цели проекта — транспортировка природного газа и создание проектов по производству водорода (серого, зеленого или иного) — отбрасывают процесс декарбонизации страны на десятилетия назад, усиливают топливную зависимость от ископаемого газа и угрожают свести на нет потенциал проектов по возобновляемым источникам энергии.

CelZa, которая когда-то была простым трубопроводом для «природного» газа, недавно получила статус звезды, переименовавшись в «Зеленый энергетический коридор» какой-то коммуникационной компанией, работающей на правительство. Этот проект свяжет два трубопровода ископаемого газа между Португалией и Испанией и гарантирует непрерывность потока газа между португальским портом Синес и Барселоной. Французское правительство наложило вето на газопровод через Пиренеи, поэтому был создан новый проект по его прокладке через море в Марсель, где он соединится с газопроводами, идущими в центр Европы, восполняя нехватку российского газа, которую испытывает немецкая промышленность.

Каким был бы план в отношении водорода? Начать с участка Челорико-да-Бейра—Самора и перейти к преобразованию всей сети газопроводов, по которым по-прежнему можно было бы транспортировать газ, но также можно было бы транспортировать и водород. Преобразование следующих участков трубопровода обойдется в миллиарды евро. Только когда все трубопроводы будут преобразованы в водородопроводы, станет возможным транспортировать 100% водорода, говорится в официальном сообщении правительства. Это станет возможным только через годы и тысячи километров испанских и французских трубопроводов, которые еще предстоит проложить, прежде чем он достигнет центра Европы.

Зеленый водород играет незначительную, если вообще какую-либо, роль в декарбонизации.

До тех пор по трубопроводу CelZa будет транспортироваться природный газ и, возможно, небольшая доля водорода. Идея о том, что этот водород будет на 100% экологически чистым, потребует гораздо большего, чем расширение планов правительства на 2030 год с 2,5 ГВт до 5,5 ГВт. Водород в основном будет серым водородом, производимым на газовых заводах, что совпадает с планами правительства и газовых компаний — REN, EDP и Galp — сохранить СПГ в порту Синес либо для транспортировки и использования в качестве газа, либо для производства водорода, либо для импорта газа или водорода из стран Глобального Юга, а именно с африканского континента и Бразилии.

Увеличение производства экологически чистого водорода с практически нулевого уровня сегодня до 5,5 ГВт к 2030 году означало бы отвлечение финансирования и ресурсов от декарбонизации и электрификации в пользу экспорта наших возобновляемых мощностей. При известном нам уровне потерь это означает установку возобновляемых источников энергии, которые можно выбросить.

Исследование Recommon показывает, что для производства 5 ГВт экологически чистого водорода — меньше, чем планирует правительство, — необходимо было бы установить солнечные батареи на площади 43 000 га (больше, чем площадь Порту) или ветряные турбины на площади 550 000 га (больше, чем общая площадь 10 крупнейших городов Португалии). Это способ гарантировать постоянную монополию на возобновляемую энергию, отказ от маломасштабных высокоэффективных моделей и гарантия массового отказа населения от возобновляемых источников энергии из-за их высокого воздействия на окружающую среду при такой организации.

Цельза, как и четыре других новых континентальных газопровода — Балтийский, Североморский, Североафриканский и Восточноевропейский — «Водородная магистраль» — это проект по передаче энергии с периферии Европы и Глобального юга немецкой промышленности в ущерб всем проектам в других странах и на континентах.

Зеленый водород играет незначительную, если вообще какую-либо роль в декарбонизации. Текущие планы по торговле водородом и его транспортировке являются огромным препятствием на пути к декарбонизации.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *