31 января 2024 «БИЗНЕС Online»
Итоги «мусорной» реформы: минстрой «самоустранился», а число плательщиков выросло на миллион
«Несмотря на значительное время, на территории республики до сих пор остаются целые населенные пункты, в которых сбор отходов не организован», — признавали на заседании штаба ТКО в госкомитете РТ по тарифам. Сегодняшней встречей, на которой подвели промежуточные итоги «мусорной» реформы, штаб закрылся. Из плюсов: заменили 22 тыс. контейнеров, утвердили реестр контейнерных площадок и графики вывоза ТКО. В то же время раздельный сбор мусора двигается не так быстро, как хотелось бы, в частном секторе все еще не хватает площадок, а жители не знают, кто такие регоператоры. О том, какие вопросы интересовали нового главу Госжилинспекции РТ Александра Тыгина и кому передают вопросы штаба, — в материале «БИЗНЕС Online».
Итоги «мусорной» пятилетки и отдельный тариф для тех, кто сортирует отходы
Спустя ровно пять лет после открытия «мусорный» штаб в Татарстане завершает свою работу. Сегодня в госкомитете РТ по тарифам прошло его итоговое заседание, где обсудили результаты работы с начала «мусорной» реформы в 2019 году. Примечательным совещание оказалось еще и потому, что это было первое публичное мероприятие для новоиспеченного руководителя Госжилинспекции РТ Александра Тыгина, назначенного меньше недели назад. «Сразу не обижайте меня. Нас в парламенте научили, мы обо всем договоримся», — шутя просил коллег теперь уже бывший депутат Госсовета РТ.
Штаб по рассмотрению деятельности регоператоров в сфере обращения с ТКО был создан 31 января 2019 года по поручению федеральной антимонопольной службы (ФАС). Аналогичные действовали и в других регионах РФ, но со временем закрылись. Так что татарстанский, можно сказать, «долгожитель». Параллельно с ним работал только штаб в Ивановской области, рассказала первый заместитель председателя госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина.
Далее она остановилась на основных показателях деятельности:
- Охват в сфере обращения с ТКО. Так, охват населения увеличился с 89% (3,8 млн человек) до 99,1% (4 млн), общее количество бюджетных организаций — с 83% до 99,5%, а коммерческих — с 35% до 55%. «Динамика (по коммерческим организациям — прим. ред.) есть, но здесь работу с региональным оператором прекращать никоим образом нельзя», — отметила Хабибуллина.
- Созданы реестр контейнерных площадок и графики вывоза ТКО. За пять лет заменено более 22 тыс. контейнеров, а у регоператоров теперь есть возможность менять около 2 тыс. контейнеров в год.
- «Народный контроль» в части вопроса вывоза ТКО отдельно заработал в 2021-м. За это время количество обращений от граждан в данной системе стало больше (в 2021-м было 2 тыс. обращений, в 2023-м — 3,8 тыс.). Однако в госкомитете РТ скорее связывают это с удобством подачи заявления. Вместе с тем время их обработки было сокращено.
- Объем образующихся отходов в РТ превысил 13,2 млн куб. метров. Необходимая валовая выручка по двум регоператорам (УК «ПЖКХ» и «Гринта») составила 5,9 млн рублей. Количество регулируемых организаций — 33 и 2 регоператора, а также 33 объекта захоронения, 6 мусоросортировочных станций и 2 мусороперегрузочные.
Также, продолжила Хабибуллина, регоператоры ведут работу по раздельному сбору мусора. Но тут уже министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, как ответственному ведомству за проведение реформы, необходимо все-таки определить направление, по которому будет идти Татарстан. «Не должно быть так, чтобы сваливать [мусор] в один мусоровоз, а дальше опять на сортировке проходить эту систему (заново разделять — прим. ред.)», — уточнила она.
Как выяснилось, сейчас Татарстан изучает опыт введения тарифа на раздельный сбор отходов, который с 2019 года реализуется в Нижнем Новгороде. «Нижний Новгород впервые [в России] ввел дифференциацию тарифов. Там, где граждане сортируют [мусор], тарифы были ниже, чем там, где граждане его не сортируют. Этот опыт мы еще изучаем, потому что есть как положительные моменты, так и, к сожалению, отрицательные. Были предписания со стороны ФАС именно к этому решению. Поэтому здесь нужно подходить очень аккуратно», — уточнила спикер. В завершение она предложила сконцентрировать работу, которую проводил штаб, на базе минстроя РТ.
Тыгин вернулся к вопросу реестра контейнерных площадок, который «необычайно важен». Но эта история, по его словам, «продолжит свое развитие — и тарифное, и коммунальное, и судебное». «У нас же контейнерные площадки юридически не разделены по пользователям — жильцы и юрлица? То есть на одной площадке могут быть контейнеры для юрлиц и физлиц», — задавал он риторические вопросы и уточнил, что жильцы при этом платят за вывоз мусора по тарифу, а юрлица — по договору. Генеральный директор восточного регоператора «Гринта» Евгения Фагимова подтвердила, что оценить, сколько мусора принес на площадку, например, магазин, а сколько жилец дома, невозможно.
Также новый глава Госжилинспекции поинтересовался, остались ли площадки, где невозможно вывезти мусор из-за снега, и что делать со счетами населения, которые продолжают платить за его вывоз. В ведении восточного регоператора таких площадок порядка 30%. Однако, успокоила Фагимова, весь этот мусор складируется на контейнерных площадках. Как только появится возможность, его сразу вывезут, а для этого как раз потребуются дополнительные силы.
Тыгин о 922 тыс. новых потребителей вывоза мусора за пять лет: «Вообще фантастика!»
За последние пять лет число лицевых счетов по услуге обращения с ТКО в Татарстане увеличилось на 460 тысяч. 243 тыс. новых счетов появилось у УК «ПЖКХ», 217 тыс. — у «Гринты», рассказал в докладе директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов. Речь о прямых договорах между собственником и регоператором без посредника в лице управляющей компании (УК), ТСЖ или др. Вероятно, учитывались договоры операторов ТКО с владельцами частных домов и коммерческих объектов.
Число зарегистрированных потребителей, на которых стали начислять плату за вывоз мусора, выросло за пять лет на 922 тыс. человек — почти на миллион. «Прирост впечатляющий. Это вообще фантастика!» — поразился позже Тыгин. Почему это так важно? Дело в том, что до недавнего времени в республике оставалось значительное количество жителей (прежде всего в ИЖС), которые вообще не получали квитанции и не оплачивали вывоз отходов. Но мусор такие люди, разумеется, выбрасывали. Владельцы частных домов и жильцы многоквартирных, индивидуальные предприниматели и юрлица обязаны заключать договоры с регоператором в соответствии со ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Другое дело, что далеко не все владельцы жилья знают об этой своей обязанности. А некоторые не горят желанием платить.
В декабре 2022 года ПЖКХ, которая курирует западную зону Татарстана, открыла охоту на «мертвые души» и стала рассылать квитанции с доначислениями жителям трех районов РТ. Правда, уже в апреле 2023-го «мусорный» оператор под нажимом госкомитета РТ по тарифам остановил начисления более чем в двух сотнях населенных пунктов республики. Оказалось, там оператор не оказывал свои услуги, но плату начислил. Сколько еще таких «мертвых душ» остается в Татарстане, на совещании не уточняли.
При этом глава Госжилинспекции РТ позже рассуждал уже о другой категории «мертвых душ». «К примеру, в Казань приехал 1 миллион человек, и 300 тысяч расселились в гостиницах. А где остальные?» — оперировал Тыгин условными цифрами. «Мусорный поток» от таких неучтенных гостей «состоялся», но за вывоз не заплатили, рассуждал руководитель ведомства. «Вроде смешно, но цифры-то сопоставимые с численностью населения [республики]! У нас в среднем 4 миллиона человек приезжают и уезжают в течение года. То есть мы имеем двойную нагрузку, но нигде ее не видим», — указал Тыгин. Например, человек сдает квартиру, селит жильцов, но платит только за себя как за прописанного жильца, привел он пример.
Собираемость платежей у «Гринты» составляет 99%, у ПЖКХ чуть меньше — 95%. Это связано с большими доначислениями западного оператора тем гражданам, которые прежде не оплачивали услугу, пояснил Сулейманов. Общий прирост задолженности граждан перед операторами ТКО за пять лет — 453,3 млн рублей.
В финале Сулейманов несколько отошел от темы мусора и заметил, что «Татэнергосбыт» начисляет плату за ЖКУ для 82% жилого фонда республики. Для остальных 18%, из которых 17% приходится на Казань, УК рассчитывают плату самостоятельно или через «иные расчетные центры». И тогда поставщики ресурсов (тепла, воды и прочее) «не получают оплаты до последнего дня месяца», а это «грубое нарушение требований федерального законодательства». Более того, создается риск банкротства УК из-за возможных требований поставщиков, переживал руководитель АО. Проще говоря, намекал, что и остальные 18% жилфонда было бы хорошо перевести на «Татэнергосбыт».
Работой регоператоров в многоквартирных домах довольны 45% респондентов, в частном секторе — 47%, поделился итогами прошлогоднего опроса татарстанцев исполнительный директор ассоциации «Региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ» Дмитрий Романов. Как оказалось, среди респондентов в частном секторе 47% вообще не знали, что такое регоператор, 54% отметили нерегулярный вывоз мусора. Среди проблем Романов выделил:
- Нехватку подготовленных площадок для сбора ТКО в жилых массивах.
- Незаконный вывоз мусора в поля и леса («не очень понятно, как это пресекать»).
- Перебои с вывозом ТКО.
- УК не ведут должной работы с жильцами по сортировке мусора. «Максимально нужно идти к раздельному сбору мусора. Большая надежда на молодежь, потому что на старшее поколение сложно эту систему распространять», — сказал Романов. Председатель госкомитета Александр Груничев, к слову, не согласился с тезисом, что на старшее поколение рассчитывать нельзя.
«Регоператор никуда не выезжал, но в то же время выставлял платежи»
«За время работы штаба удалось обеспечить высокую платежную дисциплину населения, улучшить состояние платежной дисциплины среди юридических лиц, оперативно решать вопросы, связанные с вывозом ТКО, работой полигонов и органов местного самоуправления», — начал свое выступление замруководителя УФАС по РТ Андрей Розенталь.
При этом спикер заметил, что антимонопольная служба за это время возбудила в отношении ПЖКХ 11 дел и выдала 9 предупреждений, в отношении «Гринты» было выдано пять предупреждений. «Обращаю внимание на то, что региональный оператор „Гринта“ гораздо адекватнее и своевременнее реагировал на предупреждения, устранял нарушения, не допускал возбуждения в отношении него дел, чего нельзя сказать о УК „ПЖКХ“», — сравнил чиновник две компании.
Далее спикер подробно остановился на всех «грехах» западного регоператора. Например, в 2020 году было возбуждено дело по факту выставления счетов за вывоз ТКО в период самоизоляции. Например, гостиницы не принимали клиентов в это время, но им выставлялись счета. «Несмотря на значительный временной промежуток с начала реализации реформы, на территории республики до сих пор остаются целые населенные пункты, в которых сбор отходов не организован», — продолжил он.
Кроме того, в 2023 году участились случаи со стороны регоператоров по неправомерному выставлению жителям населенных пунктов платы за неоказанную услугу. «То есть регоператор никуда не выезжал, ничего не делал, ни у кого никакой мусор не вывозил, но в то же время выставлял платежи», — отметил Розенталь и обратил внимание на ряд населенных пунктов, где вовсе отсутствуют контейнерные площадки и не осуществляется мешочный сбор.
Позже представитель УК «ПЖКХ» согласился с критикой («грешны»). Однако он рассказал, что некоторые жильцы сами не дают организовать сбор отходов. В пример он привел деревню Зимняя Горка в Лаишевском районе РТ. «Во-первых, глава сельского поселения сделал дважды попытку ее (контейнерную площадку — прим. ред.) организовать, но все разгромили. Третьей попыткой было установить контейнеры вдоль дорог. Они собрали контейнеры и выкинули их. При этом они не хотят оплачивать ту услугу, которая нами оказывается, поскольку все равно в ближайшем населенном пункте или Казани мусор выкидывают», — поделился он. Розенталь подтвердил, что в таких случаях позиция УФАС на стороне регоператоров.
Подводя итог, он отметил, что проводимая работа «является недостаточной». Много вопросов за эти годы было и к министерству строительства, которое, по мнению УФАС, «самоустранилось от решения проблем». «Чего только стоит клоунада с корректировкой нормативов, даже была вынуждена вмешаться прокуратура! В конце концов, те нормативы, которые сейчас установлены, — это вообще заслуга федеральных органов власти, а не наших, поскольку довели эти нормативные акты и минстрой был вынужден поменять нормативы», — пояснил представитель антимонопольной службы.
При этом, похвалил он, госкомитет пытался решать вопросы, связанные не только с полномочиями ведомства, и делал все, чтобы в республике «эта сфера была, как и другие, показательной». «Но не все у нас гладко за эти годы проходило», — заметил Розенталь.