Стратегия для промышленных отходов

30.11.2023                   газета «Курган и курганцы»

За оборотом отходов I и II классов следят при помощи цифровой платформы

Обращение с отходами I и II классов уже почти два года осуществляется по новым правилам. Все процессы управления, учета и контроля сосредоточены в руках федерального оператора (ФГУП «ФЭО», предприятие Росатома). А взаимодействие между отходообразователями, транспортными компаниями и переработчиками отходов осуществляется на базе цифровой платформы ФГИС ОПВК.

Выход из «серой зоны»

Отходы I и II классов при неправильной утилизации причиняют наибольший ущерб окружающей среде. Например, при неправильном обращении с отходами I класса, природа не может восстановиться десятилетиями, а отходы II класса загрязняют воду и почву в течение 30 лет. К ним относятся такие виды, как ртутьсодержащие отходы, электротехническое оборудование, аккумуляторы, батарейки, отходы химического производства и многое другое.

Еще недавно работа с такими отходами находилась в «серой зоне», а ненадлежащая утилизация приводила к ухудшению экологической обстановки в стране. Ситуация начала меняться с появлением федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» в рамках национального проекта «Экология», реализация которого возложена на Госкорпорацию «Росатом».

Предприятие Росатома ФГУП «ФЭО» стало «единым окном» для работы с отходами I и II классов в масштабах всей страны. Для удобства работы всех участников рынка и консолидации информации о движении отходов I и II классов на одном цифровом ресурсе, ФЭО разработал специальную интернет-площадку ФГИС ОПВК. Она позволяет в режиме реального времени проводить все операции с отходами, вести электронный документооборот и отслеживать весь жизненный путь отходов – от образования до подтвержденного факта обезвреживания или утилизации.

При разработке системы учитывалась необходимость ее соответствия вызовам цифровой трансформации в России. Речь идет, в том числе, и о сокращении теневой экономики.

Цивилизованный рынок

С 1 марта 2022 года работа во ФГИС ОПВК стала обязательна для всех участников рынка: отходообразователей, транспортировщиков, переработчиков отходов, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и самого федерального оператора. Теперь сдать отходы I и II классов на переработку, не нарушая законодательство, можно только через ФГИС ОПВК по установленным ФАС тарифам, оформив заявку на вывоз отходов в личном кабинете отходообразователя. Система автоматически подбирает лучшую пару – транспортировщик/переработчик отходов — и присылает уведомление о дате отгрузки.

Предприятия, занимающиеся перевозкой опасных отходов, их обезвреживанием и утилизацией, на конкурсной основе заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по сделанным отходообразователями заявкам.

Если у предприятия есть собственные мощности для переработки отходов, оно может работать без участия ФЭО. Задача отходообразователя — зарегистрироваться во ФГИС ОПВК и внести в систему информацию о том, как отходы были утилизированы, для обеспечения учета и контроля.

На текущий момент в системе ФГИС ОПВК зарегистрировано более 90 тыс. пользователей со всей страны, что составляет 50 тыс. юридических лиц и более 80% рынка обращения с отходами I и II классов.

Задача федерального оператора не только обеспечить регистрацию пользователей в системе ФГИС ОПВК, но также провести верификацию предоставляемых данных как предприятиями, образующими отходы, так и операторами по переработке.

Возможности цифрового сервиса

Чтобы помочь новым пользователям зарегистрироваться в системе, на постоянной основе проводятся обучающие мероприятия, оказывается методическая поддержка. За время работы ФГИС ОПВК проведено более 150 вебинаров для предприятий и бюджетных организаций из всех регионов. Работа с крупными компаниями, имеющими большое количество филиалов по всей стране, ведется индивидуально.

Если смотреть по количеству предприятий, у которых образуются отходы I и II классов, то больше всего отходообразователей расположено в Центральном федеральном округе. Из них почти 80% уже зарегистрировались во ФГИС ОПВК и работают с федеральным оператором.

Система ФГИС ОПВК постоянно совершенствуется и доказала свою надежность. Цифровой сервис дает отходообразователям возможность оперативно обмениваться электронными документами с федеральным оператором. Компании, занимающиеся перевозкой и переработкой отходов, получили доступ к заявкам со всей страны. Федеральный оператор контролирует все заявленные в систему места накопления, обезвреживания и утилизации отходов.

«Наша задача – выстроить единую, прозрачную, работающую в режиме онлайн систему, которая создаст условия для безопасной и экологичной работы, обеспечит экологическое благополучие страны и будет способствовать развитию экономики замкнутого цикла», — подчеркнули в ФЭО.

Отходы в доходы

В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» ФЭО также создает соответствующую инфраструктуру в семи регионах страны, в том числе в Курганской области. Это сеть экотехнопарков — производственно-технических комплексов для обработки, утилизации и обезвреживания отходов I и II классов.

Такое уникальное производство появится и у нас в регионе. Экотехнопарк «Щучье» базируется на площадях бывшего объекта по уничтожению химического оружия, расположенного неподалеку от села Чумляк. В ряде других регионов — в Удмуртии, Кировской и Саратовской областях, экотехнопарки также организованы на базе бывших заводов по ликвидации химоружия. В Нижегородской, Томской и Иркутской областях экотехнопарки строятся с нуля.

На зауральском объекте уничтожения химоружия в сентябре 2015 года был уничтожен последний боеприпас, но забросить такое сложное и дорогостоящее производство, где работали сотни зауральцев, было бы совсем не по-хозяйски. И в начале 2021 года имущественный комплекс бывшего объекта УХО был передан ФЭО для создания экотехнопарка.

По проекту, технологии замкнуты в единый производственный цикл. Системы безопасности и экологического мониторинга не только сохранены, но и будут усовершенствованы. Отходы будут перерабатывать с использованием физико-химического и термического методов утилизации. Это позволит получить востребованную в хозяйстве продукцию — пересыпной материал для полигонов ТКО, пескосоляную смесь для посыпания дорог от наледи, оксиды металлов, различные солевые концентраты.

Внедрение цифровой платформы для работы с отходами I и II классов позволит вести надлежащий государственный учет и контроль за их обезвреживанием и утилизацией, а введение в эксплуатацию новых экотехнопарков обеспечит страну недостающими мощностями по переработке таких отходов во вторичные продукты и минимизирует образование новых объектов накопленного экологического вреда.

газета «Курган и курганцы»

Стратегия для промышленных отходов: 1 комментарий

  1. Уважаемая редакция!
    Если в части, касающейся создания экотехнопарка «Щучье» в линейке 7-ми одноцелевых высокомощных предприятий, информация предоставлена заказчиком производства ФГУП «ФЭО» (ГК «Росатом» ) — разрешите выразить наше сильнейшее негодование и глубочайшее возмущение в адрес действий заказчика. По нашим оценкам, представленные сведения об экотехнопарке являются фактически перепечаткой содержания многочисленных типовых публикаций 2019-2020гг, когда деятельность планировалась несколько иначе. Почему из ФЭО не предоставили в ваш адрес для открытого опубликования информацию о том, как были преодолены трудности из-за санкций, и как изменилось содержание проекта? А ведь, между прочим, в октябре 2022-го года из-за внесенных изменений в проект были проведены даже повторные общественные обсуждения, а следом — повторные государственные экспертизы проекта. Затем, из содержания проекта ПТК «Щучье» на повторных обсуждениях мы почерпнули, что в ФЭО не уделили почти никакого внимания т.наз. «нулевому» варианту (отказу от деятельности) и альтернативам, — например, по технологиям: отказу от сжигания через рассмотрение иных технологий, таких как сверхкритическое водное окисление, биотехнологии, другие оригинальные разработки; по месту переработки: в местах образования отходов, а также через оказание поддержки существующим перерабатывающим предприятиям и т.д. У нас масса вопросов в отношении не доказанной, по нашему мнению, безвредности и безопасности функционирования экотехнопарков ФЭО по типу «Щучье» ; в 2020-м году мы начали и до сего дня не можем закончить переписку с заказчиком экотехнопарков опаснейших отходов, с органами надзора и власти; все данные в наш адрес ответы из ФЭО / ГК «Росатом» мы оцениваем неудовлетворительными. В течение уходящего года, наши наиболее острые вопросы мы пытались поставить публично, но до сих пор не добились от заказчика никаких публичных ответов, ни даже широкой огласки самих вопросов. На основе анализа содержания проектов «Щучье», первоначального и измененного, по ответам из ФЭО в наш адрес считаем, что в ФЭО фактически не работают во вверенной им сфере опасных отходов, не прорабатывают поиск наиболее оптимальных решений проблем. Из чего приходим к оценкам, что в ФЭО ведут деятельность не в интересах граждан России в целом и, в первую очередь, не в интересах жителей регионов строительства экотехнопарков. Ввиду приближения сроков ввода в эксплуатацию комплекса «Щучье» по календарным планам проекта, в октябре текущего года мы обратились в ГК «Росатом» на предмет возможности открытой и публичной встречи с заказчиком в присутствии представителей всех адресатов нашей переписки и иных заинтересованных и вовлеченных в проблему лиц, с целью прояснить позиции сторон по всем спорным вопросам создания опасного производства у нас в Зауралье и идентичных (подобных) производств в других регионах. Немногим ранее нами в рабочем порядке выяснено, что в ФЭО, к сожалению, уклоняются от запрашиваемой нами встречи, по крайней мере, в текущем, уже уходящем году. Также из ФЭО отказываются свободно ознакомить нас с полным содержанием экспертного заключения Государственной экологической экспертизы измененного проекта «Щучье» (чем, считаем, демонстрируют свою закрытость, полностью подрывают доверие к деятельности ГК «Росатом» в сфере опаснейших отходов) . В связи с чем, уважаемая редакция, просим принять всё вышеизложенное к сведению и, по возможности, придать огласке в том числе и нелицеприятную сторону взаимодействия ФГУП «ФЭО» / ГК «Росатом» с заинтересованной общественностью.

    С уважением,
    к.ф.-м.н. В.И. Максимов, представитель (эксперт) СО НКО «Фонд общественного контроля за состоянием окружающей среды и благополучием населения» (г.Курган)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *