5 декабря 2023 г.
![](https://sardere.ru/wp-content/uploads/2023/12/image-34.png)
Каждый день в Гонконге на свалку отправляется около 3353 тонн продуктов питания , что эквивалентно весу 233 двухэтажных автобусов. Чтобы бороться с растущими проблемами загрязнения пищевыми отходами и пластиком, в 2021 году Законодательный совет города принял новое постановление об утилизации отходов , которое вступит в силу 1 апреля 2024 года. Целью этой статьи является изучение ключевых особенностей схемы. а также его потенциальные преимущества и недостатки.
—
Фон
Гонконг производит значительное количество твердых отходов каждый день, что вызывает долгосрочные экологические проблемы в местном и глобальном масштабе. Действительно, твердые отходы напрямую способствуют выбросам парниковых газов за счет выделения метана в процессе анаэробного разложения отходов, мощного парникового газа, потенциал глобального потепления которого в 84-86 раз выше, чем у углекислого газа, за 20-летний период.
По данным Департамента охраны окружающей среды Гонконга (EPD), в 2021 году на свалки было вывезено 5,67 млн тонн твердых отходов , при этом твердые бытовые отходы (ТБО) составили более 70% от общего количества. 30% из них составляют пищевые отходы, за ними следуют пластик (21%) и макулатура (20%). Жители Гонконга выбрасывают 1,53 килограмма ТБО в день, что в два раза превышает средний мировой показатель, при этом уровень переработки составляет всего 31%.
Почему это вызывает тревогу? По данным Всемирного банка, регион Восточной Азии и Тихоокеанского региона произвел больше всего отходов в 2016 году и, по прогнозам, станет ведущим производителем отходов с 2030 по 2050 год. выбросы парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода, что составляет 5% мировых выбросов.
Гонконг уже закрыл 13 своих свалок, а оставшиеся три – Западные Новые Территории (WENT), Юго-Восточные Новые Территории (SENT) и Северо-Восточные Новые Территории (NENT) – как ожидается, вскоре будут исчерпаны, учитывая текущие темпы утилизации.
Признавая острую необходимость решения этой проблемы, в 2021 году правительство внедрило схему взимания платы за твердые бытовые отходы (ТКО), что стало важным шагом на пути к сокращению отходов и эффективному управлению ресурсами.
![Прогнозируемое образование отходов по 7 регионам (млн тонн/год).](https://u4d2z7k9.rocketcdn.me/wp-content/uploads/2023/12/Art-2-Pic-2-1-1024x543.jpeg.webp)
Прогнозируемое образование отходов по семи регионам (млн тонн/год). Изображение: Всемирный банк.
Плата за коммунальные отходы
Схема взимания платы за твердые муниципальные отходы будет реализована в соответствии с принципом « загрязнитель платит » для удаления отходов из всех секторов, включая жилые и нежилые предприятия (коммерческий и промышленный секторы).
« План отходов Гонконга до 2035 года », опубликованный в феврале 2021 года, включает среднесрочную цель по сокращению количества утилизируемых отходов на одного человека на 40–45 % и увеличению степени утилизации примерно до 55 % за счет внедрения нормативных требований. политики, продвижение информационных кампаний, просвещение общественности и другие меры. В долгосрочной перспективе правительство планирует достичь «нулевой свалки» к 2035 году за счет развития достаточного количества объектов по переработке отходов в энергию и, в конечном итоге, полного устранения необходимости захоронения отходов.
Режимы зарядки
Установленные сборы за мешки применяются к ТБО, собираемым Департаментом пищевой и экологической гигиены Гонконга (FEHD) с помощью мусороуборочных машин (RCV) и пунктов сбора мусора (RCP), а также частными сборщиками мусора (PWC), использующими RCV, оборудованные задними компакторы. Предоплаченные специальные сумки будут доступны в девяти размерах от трех до 100 литров. Цена составит 0,11 гонконгских долларов за литр в течение первых трех лет и 11 долларов за этикетку за негабаритные отходы. Начиная с февраля 2024 года указанные пакеты и этикетки будут доступны в авторизованных точках розничной торговли, таких как супермаркеты, магазины повседневного спроса, аптеки и онлайн-платформы.
«Плата за вход», с другой стороны, применяется к ТБО, собираемым и утилизируемым частными сборщиками мусора (PWC) с использованием RCV без задних уплотнителей, в зависимости от веса ТБО, утилизируемых на объектах захоронения отходов, исключая обязательное использование специально отведенных для этого мест. пакеты или этикетки.
![негабаритный мусор](https://u4d2z7k9.rocketcdn.me/wp-content/uploads/2023/12/Rubbish_in_Mitchley_Road_Tottenham_N17_32458177442-1024x768.jpg.webp)
Негабаритный мусор.
Каковы преимущества системы взимания платы за муниципальные отходы?
1. Поощрять сокращение отходов и содействовать вторичной переработке.
Из-за ограниченности земельных площадей для захоронения отходов основной целью схемы является стимулирование сокращения отходов у их источника. Взимая плату за утилизацию отходов, частные лица и предприятия мотивируются сокращать образование отходов, внедрять методы переработки и делать осознанный выбор в отношении моделей потребления.
В соответствии с новым предложенным политическим инструментом каждое домохозяйство в Гонконге будет платить в среднем до 55 гонконгских долларов (приблизительно 7 долларов США) в месяц за вывоз мусора. Следовательно, ожидается, что жители и предприятия рассмотрят альтернативы, позволяющие сэкономить на сборах за вывоз мусора. Один из способов сделать это — следовать принципу «3R»: повторное использование, сокращение и переработка.
2. Перераспределение ответственности и повышение осведомленности
В схеме подчеркивается принцип «загрязнитель платит». Это перенесет ответственность за управление отходами с правительства на производителей отходов, что повысит ответственность частных лиц и предприятий за отходы, которые они производят.
Чтобы облегчить беспрепятственную реализацию этой схемы, правительство начало масштабные кампании по просвещению общественности, такие как «Меньше сбрасывайте, больше экономьте» . Цель проекта — предоставить непосредственный опыт внедрения взимания платы на основе количества посредством проектов вовлечения сообщества и сотрудничества с государственными ведомствами и группами заинтересованных сторон, такими как Комитет экологической кампании, представителями деревень, зелеными группами и школами в запуске мероприятий. Эти инициативы направлены на повышение осведомленности о сокращении отходов, переработке и преимуществах устойчивой практики управления отходами .
3. Сократить выбросы парниковых газов
Исследование китайской системы управления бытовыми отходами, проведенное в 2022 году, показало, что эта мера способствует снижению последствий изменения климата, включая выбросы. Это связано с тем, что меньшее количество городских отходов означает меньше энергии, необходимой для транспортировки и переработки этих отходов.
Кроме того, сокращение отходов может также снизить количество метана, образующегося на свалках, на которые приходится 8% мировых выбросов .
4. Контроль отходов
Вводя финансовые стимулы, схема поощряет частных лиц и предприятия активно сокращать образование отходов. Это может привести к значительному снижению общего объема отходов, вывозимых на свалки.
Опубликованное в 2008 году исследование , проведенное в 954 японских муниципалитетах с действующей системой оплаты по мере выбрасывания (PAYT), показало общее сокращение образования отходов. В частности, тематические исследования четырех муниципалитетов показали, что реализация программ PAYT снизила количество образующихся остаточных отходов на 20–30%. Более того, было обнаружено, что в сочетании с другими мерами, такими как переработка тары и упаковки, программы PAYT приводят к значительному сокращению отходов.
5. Улучшить усилия по сокращению и переработке отходов.
По данным правительства, благодаря идее « выделенного фонда для целевого использования » доходы, полученные от схемы взимания платы за ТКО, будут использоваться для повышения эффективности работ по сокращению и переработке отходов, что, как ожидается, повысит эффективность и устойчивость управления отходами в Гонконге.
![Схема оплаты муниципальных отходов Гонконга. Источник: Департамент охраны окружающей среды Гонконга и сборы за ТБО.](https://u4d2z7k9.rocketcdn.me/wp-content/uploads/2023/12/Art-2-Pic-1-1024x579.jpeg.webp)
Изображение: Департамент охраны окружающей среды Гонконга.
Потенциальные недостатки: пробелы в реализации политики
Введение системы единичных цен на вывоз отходов может существенно увеличить случаи незаконных свалок.
Исследование , проведенное в 2001-2003 годах в 16 провинциях Южной Кореи, показало, что дополнительное увеличение системы оплаты за единицу законной утилизации мало повлияло на сокращение общего образования отходов. Например, повышение цены на легальную сумку на 1% привело к увеличению количества сообщений о незаконных сбросах на 3%. С другой стороны, увеличение на 1% компенсаций за вторсырье привело к снижению на 6% количества сообщений о незаконных свалках.
Более того, исследование 533 муниципалитетов PAYT, проведенное в 2003 году Японской ассоциацией по управлению отходами, показало, что 68% муниципалитетов столкнулись с проблемами, связанными с незаконными свалками, при этом 42% столкнулись с ненадлежащим сбросом отходов, а 26% столкнулись с увеличением незаконных свалок.
Незаконная утилизация отходов наносит вред окружающей среде и обществу , приводя к деградации государственных земель, снижению стоимости собственности, влиянию на внешнюю привлекательность, привлечению большего количества незаконных отходов и увеличению государственных расходов на очистку. Следовательно, крайне важно сформулировать эффективную политику, которая предотвратит вспышку незаконной утилизации отходов в Гонконге и направит ресурсы на продвижение инициатив по переработке отходов.
В документе 2019 года, посвященном исследованию причин незаконной утилизации отходов, предполагается, что эту проблему можно предотвратить путем повышения осведомленности общественности и экологической ответственности с помощью образовательных программ, а также путем подчеркивания опасностей для окружающей среды и здоровья с помощью визуальных стимулов и сообщений в виде текстовых подсказок на определенных местах захоронения отходов. .
Более того, усилия правительства по обеспечению правоприменения должны быть дифференцированы по разным направлениям. Например, Департамент охраны окружающей среды, связанный с Департаментом пищевой и экологической гигиены (FEHD), может включить использование систем мониторинга в «черных точках», таких как лестницы, комнаты для мусора и обочины дорог, чтобы удержать людей от незаконных свалок.
Последние мысли
В этом отношении зарядку ТБО в сочетании с запретом на одноразовую пластиковую посуду в 2024 году можно рассматривать как преобразующие законодательные меры, принятые правительством Гонконга для решения давних экологических проблем. Схема взимания платы за муниципальные отходы в Гонконге представляет собой значительный шаг на пути города к устойчивому управлению отходами.
Поощряя сокращение отходов, поощряя переработку отходов и перекладывая ответственность на производителей отходов, эта схема может решить насущные проблемы управления отходами, с которыми сталкивается город. При эффективной реализации и постоянной общественной поддержке эта схема может превратить Гонконг в более зеленый, чистый и экологически сознательный мегаполис. Хотя в Гонконге схема взимания платы за ТБО находится на начальном этапе, для обеспечения успешной реализации можно принять во внимание предыдущие примеры других стран.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram