Смольный готовится утвердить территориальную схему обращения с отходами. Новая редакция изменила не только плановое будущее мусорной реформы двух субъектов, но и немножко перекроила прошлое. Первым недовольны, как минимум, 835 жителей Ленинградской области, вторым – комитет по тарифам Санкт-Петербурга. Сумятицу внес флагманский мусороперерабатывающий комплекс «Волхонка» — в его строительстве неожиданно появился третий этап, а сумма капитальных вложений не соответствует параметрам утвержденной инвестиционной программы.
Петербургский комитет по природопользованию опубликовал информацию о замечаниях, поступивших в ходе общественных обсуждений новой редакции территориальной схемы обращения с отходами. Протесты 835 жителей, высказавшихся против строительства новых полигонов в Выборгском, Всеволожском и Ломоносовском районах Ленобласти, ожидаемо были отклонены. Не показалось существенным петербургским регуляторам даже замечание о том, что мусорный комплекс «Юго-Западный» исключен из территориальной схемы Ленобласти решением суда и правомочность вынесенного судебного определения безапелляционно подтверждена в кассационной инстанции.
Также отклонены были замечания комитета по тарифам Санкт-Петербурга, который обратил внимание управителей петербургской мусорной реформы на очевидное несоответствие сведений, указанных в разделах о суммах капитальных вложениях петербургского регоператора, производственных показателях и сроках ввода в эксплуатацию инфраструктурных объектов. Именно на основе этих данных в середине 2022 года была утверждена инвестиционная программа Невского экологического оператора, которая привела к 30-процентному повышению платы за обращение с отходами для петербуржцев.
Предполагалось, что к 2024 году оба объекта НЭО, которая компания планирует построить в черте Петербурга (КПО «Волхонка» и КПО «Новоселки») будут введены в эксплуатацию. Этого до сих пор не случилось, а расходы «на возврат займов и кредитов, привлеченных на реализацию мероприятий инвестиционной программы, а также проценты по ним», покрываемые из кошельков жителей, продолжают собираться. Напомним, только в текущем году в выручке НЭО стоимость обработки мусора на так и не введенном в эксплуатацию КПО «Волхонка» заложена на уровне 2,15 миллиарда рублей. Это в четыре с лишним раза больше, чем на других реально работающих шести предприятиях, где в этом году в действительности сортируют отходы Петербурга.
В результате тарифный комитет был вынужден адресовать своим коллегам, регулирующим реформу в сфере обращения с отходами, вполне внятное послание: деятельность Невского экологического оператора относится к числу регулируемых государством. Все расчеты ведутся по утвержденным методикам и предполагают прозрачную отчетность, ведь источник дохода НЭО – кошелек петербуржца. В случае неисполнения инвестиционной программы необходима корректировка, а «информация о необходимости внесения изменений в утвержденную инвестиционную программу в части изменения объемов капитальных вложений от АО «Невский экологический оператор» по состоянию на 4 октября 2023 года в комитет по тарифам Санкт-Петербурга не поступала».
Обратили внимание и на некоторую путаницу в суммах. Так, в соответствии с данными территориальной схемы объем капитальных вложений для строительства обоих объектов спрогнозировали на уровне — 5,65 миллиарда рублей для КПО «Волхонка» и 4,96 миллиарда рублей для КПО «Новоселки». В утвержденной инвестиционной программе наоборот, предприятия как будто перепутали: КПО «Волхонку» оценили в 4,96 миллиарда рублей, а КПО «Новоселки» — в 5,8 миллиарда рублей. От перемены мест слагаемых сумма, конечно, не меняется, но как отчитываться?
Кроме того, в новой редакции терсхемы для многострадальной «Волхонки» добавили еще и третий этап строительства. Такого поворота не предусматривает ни один другой программный документ. Надо бы свести к одинаковым значениям и «учесть замечания комитета по тарифам Санкт-Петербурга при доработке проекта корректировки территориальной схемы». Но ответ комитета по природопользованию был лаконичен и холоден: «не относится к предмету проводимого общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления».
Трудно разобраться и в практической производственной пользе КПО «Волхонка» для городской мусорной отрасли. Изначально планировалось, что в 2023 году на объект будет направлено не менее 400 тысяч тонн отходов. В откорректированном варианте терсхемы значится уже 170 тысяч тонн. Но в самом комитете достоверность этого значения не подтверждают. Там, на запрос «МК в Ленобласти» ответили, что «говорить о конкретных цифрах пока преждевременно. Когда предприятие будет запущено в полную мощность, мы сможем корректно оценить все показатели».
О том, что для ввода КПО «Волхонка» в промышленную эксплуатацию задействуются все резервы, включая федеральную поддержку, на прошлой неделе рассказали в пресс-службе Смольного.
Как уже сообщал «МК в Ленобласти», торжественное открытие первого объекта обращения с отходами Невского экологического оператора на Волхонском шоссе в декабре 2022 года на деле оказалось презентацией сортировочной линии. Официально в эксплуатацию ее до сих пор не ввели.
«Невский экологический оператор совместно с генеральным подрядчиком при поддержке Правительства Санкт‑Петербурга принимают необходимые меры для ввода в эксплуатацию обоих этапов КПО «Волхонка» до конца текущего года. Это требует консолидации усилий различных ведомств, в том числе в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации», — приводит пресс-служба слова губернатора Александра Беглова.
О сроках завершения третьего этапа строительства КПО «Волхонка» градоначальник не упомянул. Возможно, ему до сих пор не представили новую редакцию терсхемы.