22.10.2023
Джессика Шульц из Northzone и основатель Motatos Карл Андерссон обсуждают происхождение компании, влияние и будущие перспективы.
Motatos , онлайн-супермаркет скидок, продающий продукты, которые в противном случае были бы выброшены в мусор, с 2014 года меняет правила игры в розничной торговле продуктами питания. Распространив свою деятельность за пределы Скандинавии на такие регионы, как Австрия и Германия, компания позиционирует себя на переднем крае битвы. против одной из самых актуальных глобальных проблем – пищевых отходов.
Партнер Northzone Джессика Шульц провела Фику с ее основателем Карлом Андерссоном. Они погрузились в вдохновляющее путешествие, которое привело к созданию Motatos, захватывающие перспективы на будущее, ожидающие компанию, и преобразующее воздействие, которое эта инициатива уже оказывает.
Поскольку примерно одна треть мировых запасов продовольствия ежегодно выбрасывается впустую, перед вами стоит задача навсегда изменить эту реальность. Мы хотим услышать больше о вашем вдохновляющем путешествии и понять истоки Motatos. Не могли бы вы начать с рассказа о том, как эта концепция воплотилась в жизнь?
Мой соучредитель и друг Эрик Седергрен однажды управлял продуктовым магазином в Швеции и столкнулся с горами излишних продуктов, сезонных товаров с коротким сроком годности, которые регулярно выбрасывались. Он не мог понять, почему совершенно хорошая еда выбрасывается, хотя на самом деле она не стала «плохой». Его решение? Купите эти товары у поставщиков, установите их в углу магазина и продавайте по сниженной цене.
Новые предложения разлетались с полок, и Эрик вскоре осознал, что это может стать чем-то гораздо большим. Именно тогда он обратился к нашему третьему соучредителю Ульфу Скагерстрему и мне. Каждый наш разговор о Motatos только усиливал наш энтузиазм, мы сразу же могли увидеть добавленную стоимость и масштабируемость, которые имело что-то подобное. Эрик столкнулся с одной из крупнейших климатических и социальных проблем нашего времени.
К 2014 году бум онлайн-покупок создал для нас благодатную почву для расширения этой идеи и охвата клиентов по всей Швеции – именно тогда родился Matsmart, а Motatos он стал только позже, когда мы вышли на международные рынки. Сегодня в масштабе мы продолжаем давать поставщикам возможность дать своей продукции второй шанс на рынке, создавая лучшее соответствие между спросом и предложением и позволяя клиентам получить от этого выгоду за счет очень низких цен. Это беспроигрышный вариант для планеты, производителей продуктов питания и кошельков людей.
Как инвесторы, мы всегда говорим о том, как сложно найти лучшие компании, но правда в том, что найти Matsmart было совершенно иначе – вы, ребята, пришли ко мне! Я только начинал работать венчурным капиталистом в 2014 году после ухода из HelloFresh (соучредителем которого Джессика была в 2011 году ), и один из первых звонков, которые я получил, был от вас. И с тех пор ты продолжаешь всех впечатлять.
Одним из ключевых успехов Motatos является ваша способность организовать идеальную логистику: учитывая, что ваша миссия — распределять качественные продукты питания, которые в противном случае были бы выброшены впустую, необходимость в хорошо отлаженной машине поставок имеет решающее значение. Как это работает за кулисами?
Логистика находится в центре любой финансово устойчивой розничной компании, и именно здесь создается реальная ценность нашего бизнеса. Естественно, поскольку спрос продолжал расти, это было нашим основным направлением оптимизации. На самом старте наша команда все делала вручную: люди приходили на работу буквально в спортивной одежде!
Клиентам нравится, чтобы процесс совершения покупок был беспрепятственным, будь то лично или через Интернет, а цифровизация и оптимизация наших процессов позволили нам стать более эффективными и надежными.
Сегодня все делается систематически, у нас есть роботы, которые сделали наши физические процессы масштабируемыми, а автоматизация нашего климатически оптимизированного склада в Северных странах является ключом к тому, что мы сейчас уверенно движемся к прибыльности, которой мы уже достигаем в Швеции. Наши обязательства не ограничиваются логистикой: мы установили солнечные панели на нашей крыше, обеспечивая почти половину энергии, необходимой для работы склада, и это здорово.
Эффективность в действии в Эребру, Швеция. Роботы AutoStore на передовом, экологически чистом складе Motatos органично готовят заказы клиентов для борьбы с пищевыми отходами в конкретных масштабах.
Еда – важная часть любой культуры. По мере того, как вы выходите на новые рынки, заметили ли вы какие-либо большие различия в том, как Motatos обосновалась после своего появления? Расскажите нам немного о своем опыте расширения деятельности в других странах и о том, как эти новые территории сформировали дух и деятельность компании.
Еда — важная часть любой культуры, и поэтому, будучи глобальным брендом с местным ассортиментом, мы, по сути, решаем глобальную проблему пищевых отходов на местном уровне. Это также делает нашу бизнес-модель намного более сложной по сравнению с другими международными брендами. На каждом новом рынке, на который мы выходим, нам необходимо развивать отношения с местными жителями, чтобы адаптировать наш подход к культурным нюансам. Наш цифровой продукт масштабируем, но физический бизнес, стоящий за ним, имеет совершенно другие предпосылки. Все дело в адаптивности.
Что касается потребителя, бренд позиционируется на разных рынках немного по-разному, и я думаю, что в некоторой степени цифровая зрелость играет существенный фактор. В настоящее время нашими крупнейшими рынками являются Швеция и Германия, но, что интересно, наши основные клиенты принадлежат к совершенно разным возрастным группам. Мы также активно работаем в Дании, Финляндии и Австрии.
Несмотря на разницу между рынками, все они пронизаны общей чертой: люди либо любят нашу миссию и гордятся тем, что являются ее частью, либо просто любят выгодные сделки, либо и то, и другое!
У Motatos есть общественная миссия, помимо того, что она отличная компания. Можете ли вы рассказать нам о влиянии компании на проблему пищевых отходов и каковы ваши планы на будущее по дальнейшему решению этой проблемы?
Глобальная продовольственная система крайне неэффективна и вредна для нашей планеты. На данный момент мы переработали более 60 000 тонн продуктов питания и потребительских товаров. Важность этого можно проиллюстрировать углеродной ценностью этих продуктов, стоимость которой примерно равна 60 000 тонн эквивалента углекислого газа.
Для сравнения: в мире насчитывается около 7 миллиардов смартфонов. Пища, которую мы рециркулируем, стоит того же количества энергии, которое требуется для питания всех них. 60 000 тонн углерода — это 25 миллионов литров бензина. В шведских кронах это бензина на полмиллиарда. Чем больше мы растем, тем больше мы можем внести вклад в устойчивое будущее и добиться значимых изменений.
Основатель компании Карл Андерссон среди готовых к отправке коробок, каждая из которых вносит свой вклад в борьбу с пищевыми отходами, что отражает быстрый рост компании, достигший колоссального годового дохода в 100 миллионов евро, поскольку компания обслуживает тысячи клиентов.
Я не мог не согласиться. Было так здорово наблюдать за ростом Motatos, и ваш успех определенно является свидетельством вашего стремления. Есть ли какие-то предстоящие перспективы, которые вас особенно волнуют?
Спасибо, Джессика! Да, я очень рад нашим предстоящим планам расширения. В следующие пять лет мы увеличим наш бизнес в пять раз, а также достигнем прибыльности на уровне группы. В настоящее время у нас 700 000 активных клиентов, и только в 2022 году мы сэкономили 25 000 тонн продуктов питания и около 20 000 тонн выбросов углерода. Мы ведем масштабную игру, и рост означает, что мы можем оказывать большее влияние на систему, которую пытаемся изменить. Мы увлечены своей миссией и рады продолжать расти.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram