19 октября 2023 г. Politico Europe
Юридические лазейки и отсутствие прозрачности способствуют потоку нелегального экспорта в такие страны, как Мьянма.ЕС пообещал исправить свои действия и сократить сброс отходов в других местах. Для сообществ в странах с низкими доходами, несущих основную тяжесть европейского мусора, это не может произойти достаточно быстро.
Совместное расследование, проведенное POLITICO, Lighthouse Reports и другими глобальными медиа-партнерами, показывает, насколько тяжелыми будут эти усилия, поскольку лазейки в законодательстве и отсутствие прозрачности способствуют потоку нелегального экспорта в такие страны, как Мьянма, где местные общины сталкиваются с загрязнением окружающей среды. вызвано постоянно растущими кучами мусора.
Расследование, подкрепленное репортажами с мест и интервью с политиками и экспертами по отходам, проводится в то время, когда законодатели ЕС и страны рассматривают полный запрет на экспорт пластиковых отходов как часть более широкого пересмотра правил блока по отходам.
В рамках пересмотра Европейская комиссия предложила ужесточить условия, при которых перерабатываемые пластиковые отходы могут быть экспортированы в страны, не входящие в ОЭСР, предполагая, что они должны выразить согласие и доказать, что они способны правильно обращаться с отходами. Но активисты по защите окружающей среды и члены Европейского парламента говорят, что отсутствие отслеживаемости и прозрачности в глобальной торговле отходами означает, что эти изменения мало что сделают для решения проблемы.
«Если мы не получим запрет на экспорт, в ближайшие годы мы увидим, что ситуация в беднейших странах мира не изменилась», — заявила Пернилле Вайс, правоцентристский депутат ЕС, возглавляющая работу по этому вопросу в Парламент.
Случай Мьянмы, которая запретила импорт пластикового лома, если он не готов к переработке, подчеркивает сложность обеспечения того, чтобы мусор действительно попадал в страну, которая согласилась его принять, а не в страну, которая этого не сделала и не делает этого. Я не готов справиться с этим.
Торговцы отходами на границе с Таиландом подтвердили партнерам по расследованию POLITICO, что контрабандисты перевозят мусор, отправленный в Таиланд, в Мьянму, несмотря на запрет страны. Такие товары, проходящие через страну транзитом, не подвергаются строгим проверкам на границе ни одной из стран. И хотя Таиланд планирует запретить импорт пластиковых отходов в 2025 году, транзитные поставки будут продолжать осуществляться.
Фотодоказательства, собранные на земле, показывают среди мусора упаковку и контейнеры для продуктов компаний из Польши, Венгрии, Ирландии и Франции, которые не продавались на местном уровне , но из-за отсутствия международной системы отслеживания невозможно сказать, как эти предметы оказались там.
«Прошло три месяца с тех пор, как [мусоровозы] начали сбрасывать мусор прямо перед моим домом», — сказала женщина, живущая в городке Швепитар в Янгоне, Мьянма, пожелавшая остаться анонимной из соображений безопасности. Многие местные жители в этом районе говорят, что они обеспокоены возмездием со стороны военной хунты, если они выскажутся по этому поводу.
«Хотя мне не нравится видеть свалку перед моим домом, я не хочу быть единственной, кто возражает, в то время как другие молчат», — сказала она.
Передать загрязняющую посылку
По данным Евростата, в 2022 году ЕС экспортировал более 1,1 миллиона тонн пластиковых отходов в страны и особые территории, не входящие в ЕС, большая часть которых отправилась в Турцию, Малайзию и Индонезию.
Но с ростом числа азиатских стран, вводящих ограничения на импорт пластиковых отходов с Запада (после введения такого запрета Китаем в 2018 году), возможности Европы по избавлению от своих отходов сужаются.
Согласно опросу Интерпола, проведенному в 2020 году, запрет Китая на импорт отходов способствовал значительному увеличению «незаконных поставок отходов, в основном перенаправленных в Юго-Восточную Азию через несколько транзитных стран, чтобы замаскировать происхождение поставок отходов». Агентство также отметило «рост незаконных пожаров и свалок отходов в Европе и Азии».
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), незаконные перевозки отходов внутри ЕС, а также между блоком и третьими странами уже составляют от 15 до 30 процентов от общего объема торговли отходами в ЕС, принося 9,5 миллиардов евро ежегодного дохода от рынок нелегальных отходов только в ЕС.
Действующие правила «неадекватны», сказала Лорен Вейр, старший активист Агентства экологических расследований, также указав на отсутствие прозрачности и общественного доступа к данным о торговле отходами.
Разрывы между данными, добровольно сообщаемыми странами-экспортерами и странами-импортерами, в некоторых случаях приводят к тому, что миллионы килограммов отходов остаются неучтенными: например, Мьянма сообщает о небольшой части импорта отходов, заявленного экспортером Таиландом. Это может быть связано с множеством причин , в том числе с разной классификацией товаров в двух странах.
«[Существует] неопределенность относительно того, что происходит с пластиковыми отходами, когда они достигают стран назначения, поскольку не существует системы отслеживания», – сообщает УНП ООН. «Обеспокоенность вызывает то, что большая часть неперерабатываемого, смешанного или трудно перерабатываемого пластика оказывается на свалках и свалках или сжигается под открытым небом».
Европейское агентство по окружающей среде аналогичным образом предупредило , что «мало знаний и прозрачности о том, как в других странах управляются пластиковыми отходами, импортированными из ЕС», и что плохое управление мусором может привести к загрязнению и риску для здоровья местного населения.
Несколько опрошенных заводов по переработке отходов в Мьянме, которые используют импортный пластик для производства потребительских товаров, признались, что просто выбрасывают или поджигают отходы, которые не могут использовать.
Согласно исследованию, проведенному Human Rights Watch, в котором подробно описываются риски для окружающей среды и здоровья, связанные с переработкой пластика в Турции, даже богатые страны ОЭСР не могут должным образом обращаться с отходами ЕС.
В 2022 году ЕС экспортировал 586 547 метрических тонн в страны-члены ОЭСР за пределами блока — по сравнению с 526 575 метрическими тоннами в страны-партнеры, не входящие в ОЭСР.
Запрет на пластик
Европейский парламент настаивает на поэтапном отказе от экспорта пластиковых отходов, чтобы решить эту проблему, что ставит это в противоречие с Комиссией и несколькими странами ЕС, которые обеспокоены своей способностью перерабатывать пластиковые отходы без отправки их в третьи страны и потенциальным нарушением правил мировой торговли. Правила организации.
Предложение Комиссии по реформированию законодательства ЕС по отходам, представленное в ноябре 2021 года, предполагает ужесточение правил, чтобы компании могли экспортировать только неопасные отходы, внесенные в «зеленый список», включая металлолом, макулатуру и некоторые виды пластмасс, в страны за пределами ОЭСР. клуб богатых стран, если эти страны смогут доказать, что они способны обращаться с отходами «разумным образом».
Но ряд стран приходят к идее запрета, и следующий раунд переговоров намечен на 16 ноября.
По словам двух сотрудников парламента, близких к переговорам, Бельгия и Германия входят в число стран, участвующих в потенциальном запрете, а в число несогласных входят Ирландия и Польша.
«Учитывая продолжающуюся зависимость Ирландии от экспорта пластиковых отходов в Великобританию [и] наши ограниченные внутренние возможности, мы по-прежнему испытываем серьезную обеспокоенность по поводу предлагаемого запрета на экспорт пластиковых отходов за пределы ЕС», — заявил представитель ирландского правительства.
Позиция Ирландии заключается в том, что пересмотренные правила «должны продолжать разрешать экспорт пластиковых отходов в страны ОЭСР, включая Великобританию», добавили они.
Введение запрета на экспорт пластиковых отходов показало бы, что «ЕС берет на себя ответственность за воздействие на окружающую среду, на которое мы слишком долго закрывали глаза», — сказал Вайс, ведущий переговорщик в парламенте.
По предложению парламента, поставки пластиковых отходов в страны ОЭСР будут прекращены в течение четырех лет, а в страны, не входящие в ОЭСР, будут немедленно запрещены, как только правила вступят в силу.
«Это не идеология, — сказал Вайс. — Речь идет о хорошей заботе о планете, а также о том, чтобы показать, что ЕС может сделать первые важные шаги».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram