Почти 30 предприятий самого западного региона страны не могут получить комплексное экологическое разрешение (КЭР) от Росприроднадзора. Отсутствие этого документа может повлечь за собой приостановку деятельности или банкротство. В выдаче разрешений ведомство отказывает в том числе из-за заполненных до предела мусорных полигонов. Можно ли разорвать замкнутый круг, рассказали эксперты.
Получать КЭР бизнес обязали в феврале 2019 года. Документ устанавливает нормативы для объектов I и II категорий опасности, которые оказывают значительное или умеренное негативное воздействие на окружающую среду, а также лимиты на отходы производства и их размещение. Изначально предполагалось, что к концу 2024 года бизнесу выдадут почти семь тысяч таких разрешений, однако система дала сбой.
С проблемой получения КЭР столкнулась не только Калининградская область, но и другие регионы. Особенно пострадали утилизаторы макулатуры. Они даже направили коллективное обращение в Минпромторг с просьбой отнести их к другой категории опасности. Причина — в крайне сложной и дорогостоящей проектной документации, которая требуется для устранения замечаний по КЭР. Ее стоимость может превышать десятки миллионов рублей. Далеко не все способны выделить такую сумму. Без разрешения на предприятия обрушатся колоссальные штрафы за нарушения экологического законодательства.
— Росприроднадзор полагает, что бизнес затянул с подачей документов, и из-за этого не успевает устранить все недостатки. Вот только предприятия не станут вредить себе. Сейчас экологическое законодательство и требования меняются настолько быстро, что порой невозможно сформировать пакет документов до вступления в силу очередной новеллы, — прокомментировала член общественного совета при Законодательном собрании Калининградской области Дарья Лукашунене.
В российском эксклаве в целом сложилась парадоксальная ситуация. Для получения злополучного КЭР нужно обязательно предоставить договор с предприятием, размещающим отходы производства сроком на семь лет. Проблема в том, что сейчас такие контракты заключают на один-два месяца. Связано это с закрытием двух крупных полигонов в поселках Круглово и Ельняки, куда раньше стекался основной поток мусора. Теперь весь объем везут на восток региона — в Барсуковку и Жаворонково. Из-за этого регулярно меняются логистические цепочки и, как следствие, условия договоров.
Предприниматели заявляют, что даже вопрос цены отошел на второй план. Бизнесу необходимо понимать, насколько транспортная схема будет рабочей в долгосрочной перспективе.
Росприроднадзор начал отказывать в согласовании проектов нормативов образования отходов, которые нужны для получения экологических разрешений, ссылаясь на исчерпание лимитов мусорных полигонов. Получился замкнутый круг. Впрочем, винить контролирующее ведомство в этом нельзя — оно просто следует букве закона.
— Если не поменяется законодательство или не свершится чудо, после чего наши предприятия получат КЭРы, то область будет практически парализована. Экологические разрешения должны получить критически важные для региона предприятия, в числе которых — нефтепереработка и все водоканалы. Будем обращаться в федеральное правительство и Северо-Западное управление Росприроднадзора, — отметил президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин.
Частично решить проблему может утилизация отходов производства. В отличие от операторов мусорных полигонов, с лицензированными переработчиками калининградцам проще заключить долгосрочные договоры на семь лет. Как вариант, можно устанавливать собственные утилизационные установки прямо на заводах, встраивая их в производственный процесс.
Однако и здесь есть подводные камни. Пока в регионе лишь один мусоросортировочный завод в поселке Круглово, который перерабатывает до 30 тысяч тонн отходов в год. Этих мощностей явно недостаточно, поэтому власти анонсировали строительство еще трех аналогичных комплексов в Багратионовском, Гусевском и Неманском районах. Суммарно они будут принимать до 370 тысяч тонн ТКО ежегодно. Вот только заработают заводы не раньше 2025 года.
Процесс утилизации на производстве должен быть сертифицирован на федеральном уровне. На проектирование, лицензирование и установку оборудования уходит больше года. Потребуется вложить и серьезные средства — одно из калининградских предприятий уже потратило на это 120 миллионов рублей.
Вопросов накопилось много, а время поджимает: получить разрешения объекты I категории, суммарный вклад которых в загрязнение окружающей среды составляет не менее 60 процентов, должны до 31 декабря 2024 года, все остальные — до 1 января 2025 года. В правительстве Калининградской области пообещали помочь бизнесу. От предприятий ждут конкретные причины отказов в выдаче КЭР, после чего их систематизируют и направят в федеральный центр на рассмотрение.