Когда-то сжигаемые городские канализационные осадки вывозились на свалки и игнорировались, а теперь они ценятся за свою плодородность.
На дне огромного карьера глубиной 40 этажей на востоке Монреаля находится конечный продукт всех наших конечных продуктов.
Остатки всех отходов, которые смываются в наши канализационные системы, обрабатываются на гигантской фильтровальной установке Монреаля, а затем сжигаются при температуре 840 градусов по Цельсию, пока не останется только земляной пепел. Десятилетиями их вывозили на свалку и забывали, постепенно заполняя травой и деревьями, где охотятся лисы и гнездятся птицы. Затем химики пришли к выводу, что в остатках содержится некая форма золота, известная как зола канализационного шлама — фосфор, богатое питательными веществами удобрение, которое помогает корням расти, растениям созревать и семенам развиваться. В 2016 году город получил сертификат от Канадского агентства по инспекции пищевых продуктов, который разрешает вносить его шлам на фермерские поля.
«Разработка этого важна, потому что мы заменяем химические удобрения, которые должны производиться на заводах», — сказала Кэрол Флери, руководитель процессов и лабораторий на заводе по очистке сточных вод имени Жана-Р.-Маркотта. «Это натуральное удобрение, богатое фосфором. Если бы мы его не использовали, мы бы его просто потеряли».
Монреальский завод по очистке сточных вод, который был введен в эксплуатацию в 1984 году и остается третьим по величине в мире, ежегодно производит около 47 500 тонн сжигаемых отходов. С момента начала программы по удобрениям от 9 до 27 процентов золы теперь направляется на сельскохозяйственные поля в Онтарио и Квебеке. Их можно использовать только для культур, предназначенных для корма животных, а не для пищевых продуктов, которые будут напрямую потребляться людьми. Городу не платят за богатую питательными веществами грязь, которая может содержать от 1,4% до 3,2% фосфора и маркируется как «Fertili Cendres» или «Зольное удобрение». Город нанимает фирму по управлению отходами удобрений, которая собирает золу и продает ее фермерам. Это сокращает сборы за захоронение отходов, которые город должен платить в соответствии с экологическими нормами Квебека, но в конечном итоге ее транспортировка обходится дороже, чем захоронение.
«Часть миссии города — извлечь пользу из отходов», — сказал Флери.
К 2030 году город надеется перенаправить 80 процентов своих оставшихся отходов на фермерские поля, в соответствии с обещанием муниципалитета стать городом «ноль отходов», что включает в себя значительное сокращение количества мусора, отправляемого на свалку. Он также рассматривает другие возможности использования шлама, например, его использование для замены почвы на загрязненных участках или для рекультивации бывших участков добычи.
Андре Везо был управляющим огромного карьера, который он называет «моей песочницей», в течение 21 года. Его песочница длиной 700 метров и глубиной более 100 метров ранее принадлежала и управлялась корпорацией Demix, которая добывала в ней гравий и другие заполнители, в основном используемые для производства бетона. Теперь ее дно выложено тем, что Везо называет «клубным сэндвичем» из защитных слоев — один метр чистого гравия, чтобы вода могла вымываться из зольных отходов; геотекстильное полотно, чтобы грязь не просачивалась в гравий; и метровый слой глины, чтобы сформировать своего рода прочный барьер.
Он руководит самосвалами, которые приезжают, чтобы выгрузить золу с завода по очистке сточных вод в пяти километрах отсюда, пока они медленно катятся на дно карьера, чтобы сбросить свой груз. Зимой, когда серпантинные дороги становятся опасными из-за снега или льда, есть аварийный желоб, по которому они могут выгружать свою золу с вершины карьера. К концу сезона насыпь возвышается почти до края карьера. Ее будут выгребать и переносить на дно весной и летом.
Ранняя весна — самое сложное время, когда верхние три фута замерзшей пепельной земли подвергаются воздействию теплых солнечных лучей и превращаются в «королевское поле грязи».
Грузовики могут застрять и застревают. Хуже того, самосвал длиной 45 футов с ковшом в воздухе — неустойчивое чудовище, которому требуется прочная опора, чтобы он не опрокинулся. Бульдозеры и грузовики катаются взад и вперед, постоянно выравнивая и утрамбовывая почву.
В другом разделе находятся кучи песка, остатки абразивов, которые зимой сбрасываются в канализацию. Поскольку песок нельзя сжечь, и он загрязнен сточными водами, а также такими загрязняющими веществами, как кредитные карты, бритвенные лезвия и зубные протезы, его складывают в отдельном разделе карьера. После более чем 30 лет работы в Jean-R.-Marcotte Везо предвкушает свой выход на пенсию. Но, судя по всему, он будет скучать по своей песочнице. Когда он впервые унаследовал ее, она была завалена мусором.
«Потребовалось три года, чтобы все это убрать», — сказал он. «Мне пришлось научить водителей не выбрасывать мусор из окон».
Теперь, несмотря на свое предназначение быть свалкой для человеческих отходов, это место нетронуто и лишено запаха. И там, где когда-то его содержимое символизировало конец, пепел к пеплу, пыль к пыли, теперь его отправляют обратно, чтобы помочь начать все заново, удобряя щедрость земли, откуда оно пришло, для будущих поколений.
Начальник Везо пришел к нему 20 лет назад и предложил ему выбор: работа на заводе или должность управляющего огромной шахтой в земле в Монреале-Ист. Он выбрал песочницу и ни разу об этом не пожалел.
«Здесь тихо и спокойно», — сказал он, сидя в тени деревьев, выросших из пепла, и слышно пение птиц, смешанное с тихим рычанием самосвалов, ползущих по грязи.