На мусорных площадках может появиться третий бак
Сегодня в России отсутствует система переработки и утилизации органического мусора, хотя такие отходы намного агрессивнее пластика и наносят вред окружающей среде. Поэтому парламентарии надеются урегулировать этот вопрос на законодательном уровне. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал зампредседателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. Также депутат поделился подробностями и других инициатив, призванных сберечь окружающую среду.
— Александр Борисович, расскажите о законопроекте про органические отходы, который еще не внесен в Госдуму.
— Необходимо создать условия для переработки органического мусора. И тем самым очень надеемся, что в регионах, в которых отлажена сегодня система двух баков, появится третий.
— Но есть регионы, где даже второго бака нет.
— Надеемся, что наш законопроект будет стимулировать их.
— Почему органический мусор не стоит выбрасывать в общую кучу?
— Потому что органика с точки зрения экологии и вреда окружающей среде является одной из самых агрессивных. Попадание на полигон запускает биохимические процессы, это выделение фильтрата и свалочного газа в течение ближайших 30 дней. Это создает огромные неудобства и окружающим, это загрязняет все и вся.
У нас огромное желание все-таки создать стимулы, чтобы органика собиралась и перерабатывалась полностью.
— Как может пищевой мусор быть вреднее пластика?
— Это связано с биохимическими процессами, которые происходят с прикосновением воздуха, воды и других элементов. Любое вещество меняет структуру, и затем происходит разложение, чтобы оно превратилось потом обратно в микроэлементы, схожие с почвой, водой, растениями и так далее. И вот эти биохимические процессы вызывают выделение газа и выделение фильтрата, а это, считай, яд.
И самое быстрое, что провоцирует все эти процессы, это, конечно же, пищевая органика. Ее желательно собирать, отдельно ее перерабатывать. Для этого отрабатываем сейчас законопроект, который уже полтора года крутится в недрах Правительства, и его, кстати, тоже ждут абсолютно все, в том числе субъекты РФ.
Мы, в принципе, свое мнение высказали, в противном случае будем поправками эту историю готовить по согласованию с правовым управлением и по согласованию с Правительством. Востребованность сегодня в этом есть, мы сделали опрос по стране, нас поддержали все регионы, поэтому очевидность этой истории тоже налицо, и мы будем ее решать.
— В портфеле комитета есть еще законопроект, он касается уменьшения объемов выброса. Расскажите, на какой он стадии?
— Да, он уже внесен в Госдуму. У нас обязанность установлена для крупных компаний по снижению выбросов в атмосферу, таких предприятий-загрязнителей около шести тысяч в стране. Но ответственности для них нет, поэтому было поручение президента о введении оборотных штрафов. Правительство такой законопроект внесло. Должно, например, предприятие в два раза выбросы снизить — снижайте, нет — будет оборотный штраф.
— И какие суммы предусмотрены для нарушителей?
— Штраф может составить от одного до ста миллионов рублей.
— Не мало для крупных предприятий?
— Я думаю, нет. Это немало с учетом того, что, если это по одному источнику выброса, а у предприятий может быть несколько. И если 20 источников умножить даже на 50 миллионов…
Штраф очень приличный, и, конечно, появляется мотивация все-таки достигать целевых показателей снижения объемов выбросов в атмосферу. Сейчас будем доводить законопроект до логического завершения ко второму чтению, потому что депутаты пришли к выводу, что все-таки основное поручение, которое было дано президентом — считать взыскания именно от выручки предприятия, — законопроектом не достигнуто.
— Как будете «подкручивать гайки»?
— Будем проводить консультации с крупными промышленными предприятиями. Мы намерены сделать так, чтобы поручение президента было выполнено. У кабмина стоит срок — весенняя сессия, мы согласны, но за июль успеть со всеми договориться и подготовить ко второму чтению такой сложный законопроект будет непросто.
— Есть в вашем портфеле еще инициатива, но уже связанная с мусоровозами. Поделитесь подробностями?
— Сейчас проводим исследование со всеми субъектами. Этим сегодня все озабочены — это давление на ось мусоровозов. Есть целевой показатель Минтранса — в течение ближайших четырех-пяти лет сделать так, чтобы каждые 15 километров стояла специальная рамка, которая будет оценивать давление на ось. Если давление превышено, рушатся дороги.
Если ты разрушаешь дорожное полотно, надзорные органы должны про это знать, ты должен платить большие штрафы — от 100 до 400 тысяч рублей. Если, допустим, машине положено везти 40 тонн, а ее перегрузили до 60 тонн — все, превышение, плати.
Еще проблема мусоровозов в том, что отходы в них неравномерно распределяются. В кузов могут поочередно загружаться разные по типу предметы, они не смешиваются, а прессуются, из-за чего возникает разная нагрузка на ось, это особенности конструкции.
В ЛДПР предложили ввести механизм соцдоплаты к страховой пенсии по старости
И если мы внесем сегодня этот законопроект, мы понимаем, что конструкции всех мусоровозов не соответствуют параметрам, но они должны возить отходы, тогда они будут постоянно платить штрафы. Мы взяли некоего регионального оператора, у него годовая выручка порядка 900 миллионов рублей. С учетом проезда этих мусоровозов в тестовом режиме через рамки, груженные полностью, они должны будут заплатить за год 1,2 миллиарда рублей. Сразу возникает вопрос: а за чей счет? У нас других мусоровозов нет.
Надо найти решение. Либо все это за счет федерального бюджета, либо за счет регионального бюджета, либо делать какой-то переходный период. Сегодня начали уже выпускать мусоровозы трехосные, у которых давление на ось соответствует правилам. Но тогда надо 20 тысяч мусоровозов менять. И не за счет населения и тарифов.
Мы исследуем эту инициативу, не будем выходить с предложениями, пока по большинству субъектов не протестим все мусоровозы через рамки. Посмотрим, какие превышения, какие штрафы, составим таблицы и будем вносить соответствующие предложения.