Мы обсуждаем, как создание системы переработки отходов согласуется с более широкой природоохранной стратегией Китая и продвигаем экономику замкнутого цикла.
Главное управление Госсовета Китая опубликовало Заключения об ускорении строительства системы переработки отходов («Мнения»). Мнения касаются отходов во всех секторах производства и повседневной жизни, представляя комплексную структуру политики по ускорению управления отходами и эффективной переработке. В них изложены ключевые задачи и требования для улучшения повторного использования отходов, содействия переработке критически важных потоков отходов и стимулирования роста индустрии переработки ресурсов.
Каковы цели мнений?
Мнения, основанные на принципах экономики замкнутого цикла — сокращение, повторное использование и ресурсы — направлены на оптимизацию эффективности использования ресурсов. Реализация этих директив не только сэкономит ресурсы, но и будет способствовать ресурсоемким практикам, повышению общей эффективности, стимулированию высококачественного развития и содействию устойчивому росту для создания « прекрасного Китая ».
Создание системы переработки отходов является важнейшим мероприятием в соответствии с более широкой природоохранной стратегией Китая. Он служит краеугольным камнем в обеспечении национальной ресурсной безопасности, продвижении к углеродной нейтральности и продвижении более экологичной модели развития.
Заключения требуют значительных шагов по созданию сети по переработке отходов, охватывающей различные области и основные потоки отходов. Это включает достижение ежегодной утилизации 4 миллиардов тонн сыпучих твердых отходов и 60-процентного комплексного коэффициента утилизации новых сыпучих твердых отходов к 2025 году. Кроме того, ежегодное использование ключевых возобновляемых ресурсов, таких как металлолом и бумага, планируется достичь 450 миллионов тонн. тонн, в результате чего годовой объем производства отрасли по переработке ресурсов достиг 5 триллионов юаней (695 миллиардов долларов США).
К 2030 году основное внимание будет уделено созданию комплексной, эффективной и стандартизированной системы переработки отходов, максимизации ресурсной ценности различных типов отходов и дальнейшему увеличению доли возобновляемых материалов в поставках сырья. Эти усилия направлены на значительное увеличение масштабов и качества индустрии переработки ресурсов, позиционируя практику переработки отходов среди ведущих мировых стандартов.
Каковы общие требования к заключениям?
Стратегия управления отходами в Китае отдает приоритет систематическому планированию, точной категоризации политики, инновационным подходам и балансу между руководством правительства и лидерством на рынке. Этот подход направлен на усиление роли рынка в распределении ресурсов при одновременном создании поддерживающей политической базы для стимулирования участия и придания импульса усилиям по переработке отходов. Ожидается, что ключевые предприятия подадут пример в продвижении этих инициатив и будут увеличивать использование переработанных материалов, включая их применение в инициативы корпоративной социальной ответственности.
В Мнениях обозначены пять ключевых задач и политических инициатив:
- Во-первых, усилия будут сосредоточены на содействии правильному управлению и эффективной переработке с использованием индивидуальных мер для различных источников отходов, таких как промышленные, сельскохозяйственные и социальные отходы.
- Во-вторых, основное внимание будет уделяться повышению эффективности использования и повторного использования ресурсов отходов посредством таких мер, как комплексная утилизация твердых отходов и содействие торговле подержанными товарами.
- В-третьих, упор делается на усиление переработки основных отходов, включая использованные аккумуляторы и малоценные вторсырья.
- Кроме того, стратегия направлена на развитие индустрии переработки ресурсов путем содействия промышленной агломерации и развития ведущих в отрасли предприятий.
- Наконец, основное внимание уделяется совершенствованию политических механизмов для преодоления барьеров, включая усиление политики поддержки и содействие использованию переработанных материалов.
Виды целевых отходов
Промышленные отходы
Мнения направлены на содействие классификации и хранению твердых промышленных отходов для предотвращения их смешивания и облегчения переработки ресурсов. Они выступают за комплексное картирование и восстановление исторических свалок твердых отходов, призывая крупные предприятия по хранению отходов активизировать усилия по переработке ресурсов. Кроме того, в Заключениях предлагается совершенствовать очистные сооружения промышленных сточных вод и поощрять сотрудничество между предприятиями, производящими и утилизирующими отходы.
Сельскохозяйственные отходы
В заключениях предлагается улучшить сбор сельскохозяйственных отходов путем создания систем обработки помета скота и птицы и совершенствования методов сбора соломы. Они поощряют переработку отходов сельскохозяйственного сырья, таких как сельскохозяйственная пленка и оборудование. В Мнениях также подчеркивается важность повышения роли систем снабжения и маркетингового сотрудничества в сетях переработки отходов.
Отходы социального происхождения
Мнения способствуют классификации и переработке отходов из социальных источников, поощряя сортировку бытовых отходов. Мнения выступают за улучшение сетей по переработке предметов домашнего обихода и электроники, интеграцию систем сбора отходов, особенно в сельской местности. Они предлагают пересмотреть правила по строительным отходам, продвигая лидерство государственных учреждений в переработке отходов. Кроме того, в Мнениях одобряются модели «Интернет + переработка», призывают к обратной логистической переработке и поддерживают переработку городских отходов и строительство канализационных сетей.
Более широкий контекст политики
Мнения подпадают под более широкую политическую подоплеку, поскольку Китай укрепляет свою экологическую структуру с помощью новых законов и правил. Переработка отходов играет жизненно важную роль в переходе Китая к зеленой, низкоуглеродной и замкнутой экономике, особенно для целей Китая по достижению пика выбросов углерода и нейтрального уровня выбросов углерода. Китайская ассоциация экономики замкнутого цикла прогнозирует , что она может сократить выбросы углекислого газа более чем на 30 процентов к 2025 году и до 35 процентов к 2030 году.
В марте 2017 года Китай ввел планы сортировки мусора , направленные на переработку 35 процентов отходов в 46 крупных городах. Впоследствии, после выпуска Генеральным аппаратом Государственного совета в 2018 году « Плана работ по пилотной программе «Город с нулевыми отходами» в Китае », многие города и особые районы, такие как Шэньчжэнь и новый район Сюнъань, активно участвовал в испытаниях реформ, принёсших значительные результаты. В июле 2019 года Шанхай стал первым городом, в котором введена обязательная политика сортировки мусора . После этого эта инициатива получила дальнейшее развитие в период 14-й пятилетки, когда планировалось распространить концепцию на 113 городов и 8 особых районов. В настоящее время сортировка мусора является обязательной в большинстве крупных городов Китая, что приводит к значительному сокращению количества отходов, отправляемых на сжигание или на свалку.
Также в 2017 году был введен запрет на импорт отходов в Китай, запрещающий ввоз иностранных отходов. Этот запрет, специально нацеленный на пластмассы с уровнем загрязнения, превышающим 0,05 процента, существенно повлиял на глобальную индустрию переработки отходов.
7 июля 2021 года Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) опубликовала План развития циркулярной экономики на 14-ю пятилетку , подчеркнув важность переработки для максимизации использования ресурсов и жизненного цикла продукции. В плане обозначены цели, которые должны быть достигнуты к 2025 году (аналогично целям, изложенным в Заключениях), включая достижение уровня утилизации стеблей сельскохозяйственных культур на уровне 86 процентов, 60 процентов сыпучих твердых отходов и 60 процентов строительных отходов. Кроме того, компания планирует утилизировать 60 миллионов тонн макулатуры, 320 миллионов тонн стального лома и произвести 20 миллионов тонн переработанных цветных металлов. Кроме того, план предусматривает создание парков по переработке отходов, улучшение переработки и использования электрических отходов и электронных продуктов, а также содействие переработке использованных батарей.
Между тем, по мере того, как индустриализация и урбанизация Китая продолжают прогрессировать, масштабы и сложность производства муниципальных отходов увеличиваются, наряду с проблемами в путях переработки отходов и пробелами в политических механизмах. Совершенствование инфраструктуры переработки отходов становится все более важным и неотложным решением этих проблем и максимизацией возможностей использования ресурсов.
Рынок переработки мусора в Китае
Согласно отчету Китайской ассоциации по переработке материалов о развитии индустрии вторичной переработки материалов, общий объем переработки 10 основных видов возобновляемых ресурсов составил около 371 миллиона тонн, а общий объем переработки составил 1,31 триллиона юаней (18 миллиардов долларов США) в Китае. 2022. Основные категории возобновляемых ресурсов, перерабатываемых в Китае, включают лом железа и стали, отходы цветных металлов, отходы пластмасс, макулатуру, отходы шин, отходы электротехнической и электронной продукции, отработанные автомобили, отходы текстиля, отходы стекла. и отработанные аккумуляторы и другие категории.
За последнее десятилетие масштабы китайской отрасли возобновляемых ресурсов значительно расширились. Число предприятий по переработке отходов превысило 90 000, среди них преобладают малые и средние предприятия, на которых занято около 13 миллионов человек.
Однако объем переработки некоторых категорий возобновляемых ресурсов в 2022 году снизился из-за внутренних и международных экономических условий, снижения цен на сырье и других факторов. В результате цены на переработку упали, что привело к общему снижению общего объема переработки в Китае на 4,0 процента в годовом исчислении. Примечательно, что в отходах стекла, текстильных отходах и WEEE (отходах электрического и электронного оборудования) наблюдается наиболее значительное снижение: на 15,4 процента, 12,6 процента и 10,4 процента соответственно.
Проблемы развития рынка переработки мусора в Китае
Хотя индустрия возобновляемых ресурсов добилась успехов в совершенствовании системы, проблемы сохраняются. Недостаточный охват пунктов переработки и отсутствие стандартизации остаются серьезными препятствиями на пути развития отрасли.
Уровень использования отходов в Китае остается относительно низким. По данным исследования Университета Цинхуа , уровень переработки бытовых отходов в пилотных городах составляет 36 процентов, утилизация строительных отходов колеблется около 50 процентов, а утилизация хвостов [рудников] составляет 32 процента, что указывает на значительные возможности для улучшения. Несмотря на производство 3,65 млн тонн переработанной меди, 8,0 млн тонн переработанного алюминия и 2,7 млн тонн переработанного свинца в 2021 году, основное внимание по-прежнему уделяется использованию ресурсов среднего и низкого уровня с ограниченным улучшением добавленной стоимости комплексного использования. продукты. Сохраняются проблемы с переработкой новых отходов, таких как электрические батареи, фотоэлектрические компоненты и ветряные турбины, с недостаточной точностью сортировки редких металлов для соответствия стандартам применения промышленных материалов.
Недостаточное количество предприятий по переработке отходов препятствует развитию отрасли переработки возобновляемых ресурсов. Большинство объектов по переработке отходов расположены в городских районах, что приводит к низкому охвату и таким проблемам, как нехватка оборудования и проблемы с транспортировкой. Сельские и городские и сельские районы сталкиваются с еще большими трудностями в доступе к каналам переработки, что снижает эффективность восстановления ресурсов.
Стандартизация вторичного рынка Китая также остается недостаточной. Хотя рынок предлагает все более разнообразный ассортимент товаров и количество сделок растет, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Стандартизированная система ценообразования, торговли и послепродажного обслуживания еще не полностью разработана. Кроме того, более 80 процентов предприятий по переработке отходов относятся к малому и среднему размеру и сталкиваются с ограничениями в технологиях и затратах. Это приводит к распространенной практике элементарного демонтажа и хаотичной утилизации, что приводит к «вторичному загрязнению» и снижению стоимости продукции. Эти факторы способствуют гомогенизации конкуренции, препятствуя повышению качества продукции и развитию отрасли.
Экологические и климатические цели Китая создают новые возможности в различных секторах, чему способствуют достижения в области технологий, финансов и регулирования. Предприятия, работающие в сфере переработки отходов, включая исследования и разработки (НИОКР) технологий переработки и производство оборудования для переработки, готовы извлечь выгоду из расширения рыночных перспектив в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Привлекательные возможности включают переработку отходов и переработку электронных продуктов, автомобилей, пластмасс, строительных материалов и текстиля. Кроме того, существуют возможности для производства оборудования для переработки и восстановления, а также для разработки технологий, связанных с энергосбережением, охраной окружающей среды и комплексным использованием ресурсов. Сектор переработки отходов Китая предлагает иностранным фирмам возможность внести свой вклад в обеспечение экологической устойчивости, одновременно выходя на растущий рынок.