Их будут применять с 1 сентября 2025 года, а не с 1 января 2026-го, как планировалось
28 декабря 2023 Парламентская газета
Предприятия, которые занимаются переработкой твердых коммунальных отходов (ТКО), должны извлекать из них минимум 10 процентов вторичных ресурсов при ручной обработке и 15 — при автоматизированной. Это касается объектов, созданных до 1 сентября 2025 года. К открытым после этой даты требования строже — от 12 и 17 процентов соответственно. Такое положение содержит проект постановления Правительства, опубликованный на портале проектов нормативно-правовых актов. Между тем в отрасли много проблем. «Парламентская газета» разбиралась, как обстоят дела и какие предложены решения.
Не хватает инфраструктуры
Пока в сфере обращения с ТКО достаточно нерешенных вопросов, вызывающих обоснованные нарекания как у населения, так и у органов местного самоуправления. Об этом шла речь на пленарном заседании Совфеда 7 декабря. Глава Комитета палаты по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных сообщил о результатах ревизии, проведенной по поручению Валентины Матвиенко.
«Выявили недостаточную эффективность реформы, что подтверждается данными Счетной палаты РФ. Целью нашего комитета был поиск ключевых решений, которые позволят коренным образом переломить ситуацию», — сказал сенатор «Парламентской газете».
Главные выводы:
за состояние контейнерных площадок должен отвечать региональный оператор, за которым нужно закрепить обязанность по вывозу всех отходов,
недостаточное количество контейнеров и площадок во многих регионах. Потребность в них — 1,5 миллиона, в наличии — 900 тысяч,
нехватка специализированной техники. Из 21 тысячи необходимых мусоровозов работают 18 тысяч. При этом отечественные, даже незагруженные, выходят на линию с предельной нагрузкой на ось,
серьезный дефицит инфраструктуры по переработке ТКО,
важно совершенствовать процедуру расторжения соглашений с недобросовестными региональными операторами и вводить специальное регулирование других видов отходов, включая строительные и медицинские.
«Законодательные изменения в части медотходов уже внесены в Госдуму. По остальным проблемным вопросам работа продолжается», — уточнил Двойных.
Валентина Матвиенко поддержала предложение комитета начать системную работу по итогам мониторинга и подготовить изменения в законодательство: «Такое ощущение, что региональные операторы воспринимают себя как финансовые менеджеры по управлению финансами, которые собираются с населения, а не озаботились серьезно качеством вывоза мусора, утилизации, сортировки, переработки. Прорывных вещей особо не наблюдается, поэтому надо заняться серьезно этой темой».
Меньше всего цветмета и электроники
Проект постановления, который до 28 декабря проходит общественное обсуждение, предусматривает поправки в Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства от 12 октября 2020 года № 1657. Это продиктовано, в частности, Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который закрепил понятие вторичных ресурсов.
Установлен новый срок, к которому объекты в сфере обращения с отходами нужно привести в соответствие с Едиными требованиями, — 1 сентября 2025-го вместо 1 января 2026-го.
В 2023 году Минприроды выяснило, что среднероссийская выборка полезных фракций от массы ТКО — 7,61 процента, от потока отходов на объекты обработки — 15,4 процента.
При этом на пищевые приходится 17,7 процента, а на полезные фракции — 44,6, из них:
изделия из бумаги/макулатура — 10,5 процента,
пластмасса — 7,5,
стекло — 5,5,
древесина — 3,3,
текстиль и кожа — 2,7,
черные металлы — 1,9,
многослойная упаковка и резина — по 1,1,
цветные металлы и электронные товары — по 0,5,
камни, керамика, бетон, подгузники и другое — 10.
Отходы на полигонах снизят вдвое
Президентский указ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» установил ориентиры:
сортировка отходов — 100 процентов,
уменьшение ТКО, направляемых на полигоны, в два раза.
Один из приоритетов — утилизация отходов, то есть выборка полезных фракций и вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, что снизит объем захоронения.
Улучшить ситуацию призван и принятый 4 августа 2023 года Федеральный закон № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он устанавливает расширенную ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки, обязывая их самостоятельно организовать утилизацию такой продукции после утраты потребительских свойств.
«Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов», — говорится в пояснительной записке.
Не меньше 25 процентов органики в компост
В единых требованиях предложено закрепить уровень извлечения вторресурсов из отходов, направляемых на утилизацию без раздельного накопления:
на объектах, созданных до 1 сентября 2025 года, — не менее 10 процентов при ручной обработке и 15 — при автоматизированной,
после этой даты, — минимум 12 и 17 соответственно.
При этом, если на объект обработки ТКО поступает только вторсырье, полученное при раздельном накоплении отходов, на выходе его должно быть не меньше 30 процентов, а с 1 января 2027 года — 40.
С 1 января 2026-го на объектах, где:
компостируют органическую фракцию отходов, отправлять на компостирование должны будут не менее 25 процентов массы ТКО,
производят из ТКО топливо, его объем установили не ниже 20 процентов от обработанных отходов.
Причем не допускаются технологии, которые позволяют смешивать совместно и раздельно накопленные отходы перед их обработкой.
Импортную технику урезают
Авторы проекта отмечают, что, хотя в России отрасль сформировалась недавно, есть успешный опыт создания современных производств. Причем Минпромторг снижает долю импортной аппаратуры в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология».
Плановые и фактические показатели ее использования:
в 2018 году — по 50 процентов,
2019 — 40 и 39,1,
2020 — 40 и 37,5,
2021 — 39 и 34,9,
2022 — 38 и 31,5,
2023 — 37 и 0,
2024 — 36 и 0.
Полный запрет предусматривается только на технику из недружественных стран. Тем более что за пять лет отечественный машиностроительный сектор продвинулся вперед, а при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов предпочтение отдается российскому оборудованию.
Ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения ТКО должен осуществляться вкупе с мероприятиями по охране окружающей среды и почв от загрязняющих веществ из отходов или при их взаимодействии с воздухом и осадками, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, защите от привлечения и массового скопления птиц.
Проект регламентирует и порядок вывода из эксплуатации объектов размещения ТКО после заполнения, их ликвидацию в течение двух лет, а также способы предотвращения накопленного вреда окружающей среде, например восстановление природной среды и рекультивацию земель. Планируется, что постановление вступит в силу 1 марта 2024 года.