26 ДЕКАБРЯ 2023 Сетевое издание «Вгудок»
Стивидорные компании лишатся права аренды федеральных мощностей в портах, если будут нарушать экологическое законодательство — новая норма, подписанная на днях президентом, вступит в силу в следующем году. Представители госструктур уверены, что нововведение позволит уменьшить число экологических проблем в портовых хозяйствах. Эксперты и участники рынка говорят, что новая норма приведёт к перераспределению активов в российских портах.
Новый закон, позволяющий досрочно расторгнуть договор с арендаторами федерального имущества в российских морских портах или подать на них в суд за нарушение экологических норм и правил, теперь будет применяться в случае двух и более неисполнений стивидорами требований Росприроднадзора по устранению нарушений, возникших при перевалке угля, дроблении или в процессе его сортировки. Документ разработали в Минтрансе, Правительство внесло его в Думу в марте этого года.
«По поручению Президента был разработан и принят закон для защиты окружающей среды и борьбы с загрязнением от деятельности компаний.
В частности, согласно новому закону, договор с арендатором может быть расторгнут в случае совершения арендатором нарушения законодательства, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, и если одновременно арендатор в течение одного года повторно не выполнил предписания Росприроднадзора или Роспотребнадзора, и его деятельность была приостановлена на 90 суток.
Подчеркнём, что это одна из мер, направленных на улучшение экологической ситуации в этой сфере, работа будет продолжена», — заявили в пресс-службе заместителя председателя федерального правительства Виктории Абрамченко.
Начав ряд экологических федеральных проектов, правительство неоднократно обращало внимание на необходимость принятия мер по сокращению нагрузки на природу и соблюдение экологического законодательства при деятельности компаний по добыче угля.
В числе мер — усиление контроля со стороны надзорных органов, внедрение наилучших доступных технологий*, запрет открытой перевалки и т.д.
Но чиновники разных уровней неоднократно публично подчёркивали факт, что экологическая ответственность таких предприятий должна быть безусловной. В этой связи любые регуляторные новации должны прежде всего обеспечивать их переход на использование НДТ*с учётом нормирования допустимого воздействия на водные объекты, атмосферный воздух и при размещении отходов производства, говорят в федеральном правительстве.
До принятия новой нормы арендующим портовые мощности стивидорным компаниям могли вынести предписания или выписать штраф за нарушение природоохранного законодательства, однако разрыва контрактов или подачи в суд не предусматривалось. Нарушений в то же время было достаточно. Российское законодательство по охране окружающей среды, основанное во многом на актах советского периода, использовало устаревшие модели расчётов выброса ПДК и не учитывало последствий по несоблюдению природоохранных законов, говорят эксперты.
Поэтому уже в середине нулевых годов жители припортовых территорий выражали открытое недовольство в отношении бесконечной пыли от перевалки разного сырья, в особенности от угля, говорят в Росприроднадзоре.
«Припортовые территории в России были одними из самых экологически загрязнённых территорий в стране, с повышенным уровнем ПДК в воздухе, воде или почве. Особенно этим отличались порты Приморья, в частности порт Находки.
Были подобные случаи и в портах на Черноморском побережье. Мы в Росприроднадзоре в последние годы взялись за решение этих вопросов. Проводили множество встреч по всем делам, касающимся изменения законодательства. Ситуация меняется», — рассказал Vgudok советник главы Росприроднадзора Амирхан Амирханов.
Стивидоры против Минтранса
Новая инициатива, при которой государство возложило материальную ответственность на бизнес в решении экологических вопросов, не понравилась самим стивидорным компаниям. Годом раньше они выступили против законопроекта Минтранса, по мнению которых нововведения, позволяющие портам разрывать с ними договоры аренды, могут если не нарушить их бизнес, то обязательно снизить обороты на 10%.
Как сообщала газета «Ведомости», Ассоциация морских торговых портов (АСОП) критиковала законопроект и оценивала общий годовой ежегодный убыток в полмиллиарда американских долларов. Как сказано в письме, разосланном АСОП в Минтранс, федеральное правительство и РСПП, разрыв арендных договоров приведёт к остановке работы стивидоров, которые понесут убытки, а у некоторых вообще закроется бизнес.
В АСОП отказались расширенно комментировать нововведение, заметив, что «нет комментариев по правоприменительной практике».
«Но это избыточная мера. Действующее гражданское и природоохранное законодательство в полной мере регулирует данные вопросы», — коротко заявил в ответном письме лидер этой организации Серик Жусупов.
В портах комментировать ситуацию отказались.
Глава порта Саратов передал через своего представителя Ольгу Анастасину, что «ответа по данному вопросу не будет». В АО «Восточный порт» тоже не стали комментировать новую норму. Однако источник в этой структуре на условиях анонимности рассказал, что «общаться со стивидорами теперь будут по-новому, в рамках новых времён и законов».
«Мы много вкладываем в соблюдение экологического законодательства и будем просить того же от остальных. Но вообще мер для перевалки угля и так было немало», — заявил Vgudok анонимный источник.
Действительно, государство не первый год подряд ужесточает экологическое законодательство задолго до вступления в силу новой нормы о разрыве арендных договоров. Ещё три года назад стивидоров обязали внедрять закрытую перевалку угля, применяя защитные экраны высотой до 25 метров, системы водоподавления и т.д. Тогда компании отнеслись к новой норме как к лишним расходам.
Однако, как показывает практика, прежняя мера была щадящей, а новые вынудят многих стивидоров продать бизнес, что подтверждают и аналитики.
«Новые нормы перераспределят некоторые активы. Но не более. Нарушители будут наказываться отзывом аренды причалов, а на их место придут новые владельцы. Про бухгалтерию не скажу. Просто нарушители будут лишены возможности работать в порту. Закон предусматривает чёткую санкцию за нарушение», — говорит управляющий партнёр ООО «Инфрапроекты» Алексей Безбородов.
Государство предупреждает
Принятие нового закона очень своевременно, ведь производство угля и его перевалка будет нарастать, как и нагрузка на окружающую среду. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), добыча угля может увеличиться на 20% к 2030 году, ежегодный объём может достичь 526 млн. Чиновники, учитывая этот факт, не считают новую меру драконовской и говорят, что она будет стимулировать стивидорные компании правильно, в соответствии с законом вести бизнес.
«Новая норма в долгосрочной перспективе в целом улучшит ситуацию в портах, она обяжет стивидоров выполнять требования законодательства. Нововведение не означает, что при первом удобном случае соглашение об аренде будет разорвано, оно будет служить стивидорам предупреждением», — говорит Амирхан Амирханов из Росприроднадзора.
Однако опрошенные Vgudok эксперты сходятся во мнении, что, начав со стивидорных компаний, государство, возможно, предъявит аналогичные требования к транспортным компаниям, в частности, к железнодорожным перевозчикам угля. Новая норма напрямую подкрепляется ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» и лишь конкретизирует меры ограничительного воздействия, по действующему российскому закону, по которому предприятие останавливают, если оно оказывает сверхнормативное воздействие на окружающую среду.
Стивидорные компании — одни из первых, кого обязали соблюдать природоохранные требования в процессе ведения бизнеса под угрозой штрафов и разрывов арендных контрактов. Следующим логичным шагом станет обязанность железнодорожных перевозчиков подсчитывать нормы потери угля при перевозках, особенно на дальние расстояния и на большой скорости.
«Сегодня рассыпанный у железнодорожных путей уголь не учитывают, как источник загрязнения, а ведь он тоже является источником негативного воздействия.
Хорошо, что президент подписал закон, касающийся работы стивидорных компаний.
Ведь у нас создан прецедент, который можно использовать при разработке новой нормы для железной дороги», — заявил депутат Госдумы IV созыва, эколог Максим Шингаркин.