Регоператор ищет новых перевозчиков по повышенным ценам
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Челябинской области – «Центр коммунального сервиса» («ЦКС») – повышает стоимость перевозки мусора. Компания, судя по всему, досрочно расторгла действующие контракты в Челябинском кластере и объявила новые конкурсы, но уже по существенно возросшим ценам. Как говорят отраслевики, пока пертурбации коснулись только нескольких территорий, однако эффект уже ощутим – в отдельных случаях стоимость услуги увеличилась в два раза. При этом специалисты ожидают нарастания тенденции и вероятного пересмотра других транспортных контрактов. Такая ситуация, как считают участники рынка, может отвечать интересам бенефициаров «ЦКС», в первую очередь если на исполнение соглашений зайдут близкие к регоператору компании. Соответствующий сценарий уже реализовывался в разных регионах для перераспределения коммерсантами прибыли внутри бизнеса. Пока же расходы на подорожавший транспорт регоператор попытается заложить в тариф, что увеличит нагрузку на население Челябинской области и, возможно, бюджет. По расчетам отраслевиков, на текущий момент можно говорить о сотнях миллионов дополнительных средств, «и этим аппетиты бизнесменов отнюдь не ограничиваются».
ООО «Центр коммунального сервиса» отказалось от услуг транспортных компаний, судя по всему, сразу по семи договорам в Челябинском кластере. Как следует из документов, компания решила расторговать новые контракты, несмотря на то, что текущие еще находятся в стадии исполнения. При этом стоимость работ по вновь объявленным процедурам существенно возросла.
Так, «ЦКС» уже объявил конкурс на транспортировку ТКО на территории Тракторозаводского, Советского и Курчатовского районов Челябинска с января 2024 по конец 2025 года. Победитель должен будет вывезти почти 307 747,98 тыс. тонн отходов за 1,217 млрд рублей. Вместе с тем контракт по этому направлению был отторгован еще в августе 2022 года на 24 месяца. При меньшем объеме его цена составляла 1,171 млрд рублей. Таким образом, по расчетам отраслевиков, стоимость каждой тонны вырастет на 161 рубль, или 46 млн рублей за все время работ.
Сильнее всего поднять цены на услуги регоператор планирует в Копейске. Здесь в 2022 году также были заключены контракты на транспортировку по трем лотам со сроком действия с 1 сентября 2024 по 31 января 2025 года. Однако сейчас, не дожидаясь их завершения, «ЦКС» намерен перезаключить договоры сразу на 3 года начиная с 1 января. В случае успеха стоимость перевозки по одному из договоров увеличится почти в 2 раза: с 2438 до 4619 рублей за тонну. В свою очередь, суммарный «вес» транспортировки вырастет с 249 до 607 млн рублей.
Аналогичная ситуация сложилась в Сосновском районе, где с 1 апреля 2023 по 30 июня 2024 года действует 3 контракта, начальная цена торгов по которым составляла 177 млн рублей. В ходе конкурсных процедур их стоимость была снижена до 46%. Сейчас «ЦКС» предлагает перевозчикам взять в обслуживание эту же территорию за 309 млн рублей.
Таким образом, после проведения торгов перевозка ТКО в Челябинском кластере может подорожать на 536 млн рублей. Отметим, сейчас в регионе идет тарифная кампания, в том числе по установлению цен на услуги регионального оператора. При этом стоимость транспортировки занимает львиную долю в конечном тарифе, а значит, если регулятор будет вынужден учесть изменения, то переторговки выльются в повышение платы за мусор для всех потребителей Челябинского кластера.
Участники рынка полагают, что увеличение расходов на транспортировку может быть выгодно для бенефициаров «ЦКС» только в том случае, если они смогут заключить контракт с аффилированной компанией. Тогда, как рассуждают специалисты, деньги, полученные регоператором на эти цели в тарифе, вероятно, могут быть перенаправлены внутри бизнеса.
«Это рабочая модель, которая уже неоднократно использовалась на рынке отходов в Челябинской области. Если собственники бизнеса контролируют всю цепочку от сбора до перевозки, обработки и захоронения, они могут спокойно регулировать доходность или убыточность того или иного звена через взаимосвязанные контракты. В данном случае доходность может быть оттянута на транспорт, а «ЦКС» со ссылкой на это обратится за компенсацией в тариф. Более того, показав на фоне этого убыточность, компания, с большой долей вероятности, попросит дополнительных субсидий в бюджете региона», – рассуждает один из представителей отрасли, знакомый с рынком Южного Урала.
Напомним, ранее «ЦКС» уже получал деньги от бюджета Челябинской области. В 2020 году регоператорам было выделено порядка 200 млн рублей. Поводом для этого стали падение их доходов и связанный с этим риск ухода социально значимых компаний. По итогам 2021 года, согласно данным «Контур.Фокус», «ЦКС» действительно продемонстрировал убыток в 27 млн рублей. Однако уже следующий год предприятие закрыло с чистой прибылью более 200 млн рублей. «Вероятно, демонстрировать положительные финрезультаты оказалось невыгодно», – заключает собеседник издания на рынке.