24.10.2023
За пять лет реализации мусорной реформы в Воронежской области чиновникам не удалось добиться всех поставленных грандиозных планов. Несанкционированные свалки так и существуют, а иногда даже встречаются в центре городов. Контейнерные площадки завалены крупногабаритным мусором, а большинство воронежцев, не говоря уже о жителях сел, так до сих пор и не понимают, как и зачем сортировать ТКО. Из-за кого буксует мусорная реформа и что мешает навести порядок в районах, об этом «Абирег» спросил у глав крупных населенных пунктов.
Сверим данные
В 2019 году воронежцы с подозрением отнеслись к мусорной реформе. До этого в Воронеже плата была «вшита» в жилищные услуги, а после ее вынесли отдельной строкой. Сельские жители не платили за вывоз мусора. После внедрения мусорной реформы жителям стали приходить квитанции от незнакомых организаций. До этого сбором и утилизацией ТКО занимались администрации населенных пунктов, они же и брали на себя финансовые расходы.
А региональным операторам пришлось с нуля выстраивать систему сбора и вывоза ТКО. Наиболее проблемным для них стал поиск актуальных данных численности населения. Органы местного самоуправления неохотно шли на контакт в этом вопросе, так как обязанность по предоставлению информации не прописана ни в региональном, ни в федеральном законодательствах. Однако в тех населенных пунктах, где администрация с пониманием отнеслась к проблемам регоператоров и подключилась к выполнению положений мусорной реформы, ситуация постепенно, но стала налаживаться.
«Актуализация данных по численности населения – работа сложная, но мы готовы дать эту информацию региональному оператору. Тем более это позволит снизить плату за вывоз мусора для жителей нашего села», – прокомментировала глава села Садовое Аннинского района Вера Фролова.
От этих данных напрямую зависит начисление платы за вывоз мусора. Так, в поселке Высокое Таловского района регоператор актуализировал информацию о количестве жителей и снизил плату на 39%.
Впрочем, есть и такие села и города, где, по мнению глав, сверка численности жителей не имеет значения.
«Для нас характерен серьезный разрыв между численностью постоянного и фактического населения. И последнего в разы больше. Поэтому сверки, пусть и регулярные, не имеют решающего значения. В настоящее время быстрого и эффективного пути решения этой проблемы мы пока не видим», – сообщил глава Усманского 1-го сельского поселения Александр Ларионов.
«Я угреблась с этим мусором!»
Как признаются региональные операторы – АО «Экотехнологии» и ООО «Вега», – наиболее острой проблемой в регионе остается отсутствие мест накопления мусора, который не относится к ТКО.
Весной, летом и до середины осени в Воронежской области действует противопожарный режим. Сжигать ветки и сухую траву запрещено. Поэтому жители оставляют их рядом с контейнерами или складывают прямо в мусорные баки.
«Ситуация, прямо скажем, непростая. Ненормативный мусор складируют на контейнерных площадках, региональный оператор не обязан его вывозить. Администрации приходится нанимать мусоровозы за счет бюджета сельского поселения. Это очень накладно, а цифры такие, что, если брать сумму за год, она будет сопоставима со стоимостью оборудования нескольких детских площадок. Это миллионы рублей», – прокомментировал ситуацию глава Усманского 1-го сельского поселения.
В Борисоглебском городском округе сухую траву, ветки и строительный мусор также вывозит администрация за счет бюджетных средств.
Однако в некоторых населенных пунктах Воронежской области главы не согласны с таким порядком. Так, глава села Углянец Верхнехавского района Надежда Захарова призналась, что администрация не вывозит крупногабаритный мусор. По ее мнению, эту обязанность нужно возложить на регионального оператора.
«У нас с этим беда! Почему люди свозят мебель, ветки и сухую траву к контейнерным площадкам, а администрация должна платить за вывоз мусора? Органические отходы можно же складывать в компостную яму. Я уже просто угреблась с этим мусором! В Воронеже жители сами платят за вывоз ТКО. Почему в районах этим должна заниматься администрация?» – возмутилась глава села.
В селе Перелешенское Панинского района сухие ветки и траву администрация вывозит за пределы населенного пункта и, когда заканчивается действие противопожарного режима, сжигает.
Вопрос о том, куда администрация свозит мусор, не относящийся к ТКО, остается открытым. Главы не ответили, оборудованы ли площадки для размещения крупногабаритных отходов (КГО). Высока вероятность, что такой мусор свозят в яр, тем самым создавая несанкционированные свалки. А жители, когда видят гору веток, подбрасывают пакеты с бытовыми отходами.
Глава Ольховатского сельского поселения Юрий Пушкарный заявил, что администрация старается предотвратить создание мусорных свалок возле контейнеров.
«На контейнерных площадках мы размещаем объявления с просьбой не складировать КГО, а также публикуем разъяснительные материалы в районной газете «Ольховатский вестник» и проводим беседы с жителями. Однако, несмотря на эту работу, количество свалок не уменьшается. Иногда администрации приходится вывозить мусор за счет бюджета, но финансовые возможности ограничены», – прокомментировал глава Ольховатки.
Такую же работу проводит и администрации Усманского 1-го сельского поселения и города Павловска. Однако, по мнению глав, разъяснения не действуют, решить вопрос могли бы штрафы. Но как объяснили в администрации Павловска, на сегодняшний день действуют особенности государственного и муниципального контроля.
«Ограничения функционируют до 2030 года. И плановые проверки могут проводиться только на предприятиях, которые относятся к производственным объектам II класса опасности и на гидротехнических сооружениях II класса. Внеплановые проверки проводятся по согласованию с прокуратурой и Роскомнадзором», – сообщили в администрации города Павловска.
Желание сэкономить
Еще одна проблема в районах области – юридические лица, которые неохотно заключают договоры на вывоз мусора с региональным оператором. Некоторые предприниматели экономят и выбрасывают мусор в общие контейнеры, а платят за это жители.
«Работа в этом направлении ведется, в том числе по линии муниципальной административной комиссии. Стараемся убедить заключить договоры. Рычаги административного давления не применяем. Разъясняем и убеждаем», – заявил глава Усманского 1-го сельского поселения Александр Ларионов.
Разъяснительную работу проводят и другие главы населенных пунктов. Так, глава села Садовое Аннинского района Вера Фролова рассказала, что некоторые предприниматели объединяются и ставят контейнерную площадку для нескольких организаций.
Постепенно, но ситуация меняется. Да, не так быстро, как хотели бы воронежские чиновники и региональные операторы.
Но есть главы населенных пунктов, которые не понимают, почему они должны идти навстречу региональным операторам. Обвиняют их в желании нажиться на жителях и ссылаются на проблемы в законодательстве. При этом на местах обладают почти неограниченной властью и хорошо знают население, всех коммерсантов и региональных операторов. Но проще ведь свалить вину на кого-то, чем совместно с региональным оператором найти пути решения проблем. Ведь в других регионах России мусорная реформа успешно реализуется. Неужели в Воронежской области в районах не слишком грамотные руководители? Или им в принципе всё равно, принесет ли плоды очередная реформа или она потерпит фиаско?