The Guardian 12.10.2023
Инженеры хотят установить гигантскую печь на буровых площадках HS2 для создания смеси обожженной глины для использования в фундаментах и платформах.
Недавнее заявление о том, что HS2 (Юстонский туннель — это туннель, который в настоящее время планируется построить в Лондоне, по которому пройдет Высокоскоростная железная дорога 2 (HS2) ) все еще может простираться до станции Юстон, а не заканчиваться в пригороде, может стать хорошей новостью для группы ученых-алхимиков, планирующих создавать бетон из лондонской глины.
В результате бурения HS2 в целом образуется более миллиона тонн отходов, и эту глину придется вывозить на поверхность.
Между тем, огромное количество цемента будет доставлено грузовиками для изготовления бетона для туннелей HS2, что приведет к большим экологическим затратам. Производство цемента производит 8% мировых выбросов углекислого газа, и эта отрасль была бы третьим по величине источником выбросов в мире после Китая и США, если бы она была отдельной страной.
Теперь инженеры стремятся применить интригующий метод, который мог бы решить проблему глины и цемента одновременно. Они хотят установить на месте бурения гигантскую печь и обжигать глину при температуре 1100°С. Они планируют добавить этот новый продукт, известный как обожженная глина, в бетон для туннелей. По их оценкам, это изменит состав смеси, и бетон средней прочности можно будет производить с гораздо меньшим количеством цемента.
Это будет первое крупномасштабное использование этой технологии в Великобритании, но свойства обожженной глины были открыты давно – ее использовали в 1932 году при строительстве мостов в Сан-Франциско и на многих крупных плотинах Бразилии. С 1970-х годов Бразилия производит около 2 мегатонн обожженной глины в год .
Это ни в коем случае не является полным решением проблемы нагревания климата материалов, использованных для строительства HS2, который останется чистым загрязнителем в следующем столетии – но это может стать потенциальным шагом вперед .
Инжиниринговая фирма Arup, возглавляющая проект, утверждает, что смесь обожженной глины будет пригодна для использования в фундаментах, пешеходных переходах и платформах, но не для сборных секций туннелей, требующих высокой прочности.
Обожженная глина также вытеснит другой материал в бетонной смеси — доменный шлак, отход сталелитейной промышленности. В течение многих лет его использовали в качестве ингредиента для бетона, но по мере того, как сталелитейный сектор очищает свою деятельность, его будет производиться все меньше и меньше, поэтому строительная отрасль должна найти другие материалы, чтобы заполнить этот пробел.
Проект по производству обожженной глины, предназначенный для Юстонского участка железной дороги, был поддержан HS2 и возглавлялся Фрагкулисом Канаварисом из Arup. Он сказал: «Попытка управлять раскопками и транспортировкой отходов такого проекта, как HS2, — это масштабная логистическая задача. Использование обожженной глины, созданной на этом участке, позволяет нам брать глину из земли, а затем закапывать ее обратно в землю с другой целью».
Обожженная глина не является волшебным средством: обжиг глины в печи на месте приводит к высоким выбросам CO 2 . Но профессор Бекки Ланн из Университета Стратклайда заявила, что по сравнению с портландцементом, изготовленным традиционным способом, альтернатива глине будет производить на 30-40% меньше выбросов, помимо экономии выбросов за счет транспортировки отходов по столице.
Представитель HS2, которая все еще находится в смятении после того, как премьер-министр объявил, что манчестерский участок будет списан, заявил, что выступает за повторное использование материалов. The Guardian понимает, что предложение HS2 по глине было до сих пор тепло встречено правительственными чиновниками и железнодорожной отраслью.
HS2 не единственный, кто пытается использовать преимущества обожженной глины, поскольку архитекторы и инженеры стремятся ограничить выбросы, которые подпитывают климатический кризис. Сообщается, что еще один меньший проект с использованием этой технологии в Великобритании завершен .
Хелени Пантелиду из Arup сказала: «Попытка превратить глину в ресурс не нова – весь Лондон, конечно, сделан из кирпичей. Но современные методы строительства туннелей имеют больше сложностей, поэтому такая практика больше не применяется. Сегодня принцип использования ресурсов рядом со строительной площадкой снова становится все более актуальным».
Ланн приветствовал использование обожженной глины , тем более, что вскоре в мире будет не хватать ингредиентов для бетона из отходов угольной промышленности. По ее словам, если не будут найдены альтернативы, может возникнуть порочный стимул оставить угольные электростанции открытыми для сбора производимых ими отходов.
Ланн сказал: «Достигнут прогресс в снижении содержания углерода в самом цементе, но предстоит еще пройти долгий путь. По-прежнему существует необходимость производить тепло для производства цемента (или заменителей цемента) с помощью экологически чистой энергии – и сочетать производство цемента с технологиями улавливания углерода».