04 декабря 2023 Сетевого издания: «Обозрение»
Проект, в рамках которого на ликвидацию свалок и особо опасных объектов накопленного вреда окружающей среде по России выделено 174 млрд рублей, был идеальным шансом получить миллиарды на ликвидации могильников фосфошлама. Почти шесть лет совместных усилий муниципальных чиновников и двух региональных министерств так и заканчиваются, по сути, ничем: в федеральный реестр, попадание в который открывает возможность получить финансирование, из 11 очагов загрязнения отходами общей площадью 10 га удалось включить лишь один, на 0,4 га. По остальным в 2023 году федералы дали отказ, и даже если повторное обращение увенчается успехом, возможности получить деньги в 2024 году, очевидно, уже не остается.
Промышленный химический гигант «КуйбышевФосфор» работал в Тольятти с 1963 по 2003 годы. На пике развития (70-80 годы XX века) на предприятии работали четыре производства — желтого фосфора, фосфорных солей, удобрений и фосфорорганических соединений. В ноябре 2003 года «Фосфор» признали банкротом, имущество (административные здания, корпуса под производство, инженерно-коммунальный комплекс, пропускные пункты) распродано с торгов. В 2008 году предприятие ликвидировано, земля под ним перешла в собственность РФ, ей распоряжается Территориальное управление Росимущества в Самарской области (ТУ Росимущества в СО).
«Общая площадь территории завода составляет 180 га, около 30 из которых загрязнены фосфорсодержащими отходами. Установлено, что в составе токсичных отходов содержатся фосфорсодержащий шлам, технический желтый фосфор, органические отходы (смесь фенола, крезолов, ксиленолов, масел, малеиновый ангидрид), некондиционные детергенты (сорпол, берол), сера комовая, сульфат калия. В общей сложности на территории бывшего ОАО «Фосфор» располагается около 14 тысяч тонн строительного мусора и загрязняющих веществ 2-го, 3-го и 4-го классов опасности. Самыми опасными являются четыре участка, включая бывший склад хранения желтого фосфора, — на них находится более 70% фосфорсодержащего шлама», — рассказывает «СО» Павел Мельников, директор института химии и энергетики ТГУ. Он отмечает, что «10 из 11 определенных видов отходов вообще не включены в федеральный каталог, это означает, что в нормативно-правовом поле нет документов, которые позволяли бы транспортировать шламы за территорию предприятия».
Основная сложность — риск самовозгорания. «В зимнее время соединения фосфора из-за низкой температуры ведут себя спокойно, но стоит столбику термометра чуть подняться, как они начинают самопроизвольно тлеть, а потом и гореть, создавая в округе не только пожаро-, но и взрывоопасную ситуацию. Пары желтого фосфора, выделяемые в результате самовозгорания, вызывают сильное раздражение глаз, слезотечение, раздражение дыхательных путей и глубокие, проникающие ожоги кожи», — констатирует Мельников. Только с 2012 по 2023 годы зафиксировано более 200 случаев возгорания фосфошлама.
Проблема утилизации вредных отходов от производства фосфора обсуждается на муниципальном и областном уровне уже 20 лет, с 2003 года. «У администрации Тольятти отсутствует правовое основание на выделение средств из местного бюджета на мероприятия по ликвидации отходов», — констатирует пресс-секретарь тольяттинской мэрии Юлия Минаева. «В целях решения вопроса по утилизации опасных отходов на территории бывшего ОАО «Фосфор» за счет средств вышестоящих бюджетов администрацией Тольятти ведется постоянная работа с профильными министерствами области», — подчеркивает Минаева.
С 2017 года все расчеты делались на рекультивацию путем получения соответствующей субсидии из федерального бюджета. Для этого следовало включить территорию бывшего ОАО «Фосфор» в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ГРОНВОС), что позволило бы попасть в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология». Помогали администрации Тольятти два областных министерства — промышленности, а также лесного хозяйства. Последнее возглавлял Алексей Веселов, экс-глава Сергиевского района. Проблемный экологический объект в родном для себя Сергиевском районе Веселов включить в искомый список сумел, а вот Тольятти так и остается за бортом до сих пор.
Проект «Чистая страна» реализуется в РФ с 2018-го до 2024 года. Только в 2024 году в рамках «Чистой страны» планируется потратить около 22 млрд рублей и ликвидировать 88 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде и 191 несанкционированную свалку. За пять лет действия на нацпроект в общей сумме по России планируется выделить 174 млрд рублей, но, судя по всему, администрации Тольятти так и не получит ровным счетом ничего ни на проектирование, ни на рекультивацию территории бывшего ОАО «Фосфор». Теперь надежды на федеральное финансирование могут быть связаны с проектом «Генеральная уборка», в рамках которого планируется дальнейшая ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации неоднократно отказывало во включении территории «Фосфора» в ГРОНВОС. Среди причин отказа — отсутствие материалов выявления и оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, отсутствие информации об уровне и объеме негативного воздействия на окружающую среду, возможности возникновения экологических рисков; необходимость проведения предварительных инженерно-экологических и инженерно-геологических изысканий. После проведения предварительных изысканий Самарским государственным техническим университетом (СамГТУ) выявлено 11 очагов загрязнения отходами II-IV классов опасности в объеме 13,4 тыс. тонн. Общая площадь очагов с могильниками — 10 га.
«Главная экологическая проблема, связанная с территорией бывшего «Фосфора» — это, как правило, емкости со шламом. Сложность заключается в том, что отходы содержатся как в бочках, которые пересыпаны грунтом, так и в производственных емкостях непосредственно внутри зданий в межэтажных перекрытиях», — рассказывает Мельников. У зданий, в которых расположены очаги, есть собственники. Минприроды РФ в 2021 году отказало от включения в ГРОНВОС «по причине наличия прав физических и юридических лиц на объекты капитального строительства (далее — ОКС)», чистить за средства федерального бюджета чужие объекты собственности невозможно. Самих собственников зданий заставить делать чистку нельзя — нет ни технологии утилизации, ни возможности вывезти фосфорный шлам.
В 2023 году администрация Тольятти изменила тактику и перестала подавать единую заявку на вступление в ГРОНВОС по всей территории «Фосфора». Вместо этого было подано 12 заявок, но по 11 из них последовал отказ. Включить в перечень пока удалось лишь один объект площадью 0,4 га — бывший цех №1 производства желтого фосфора, первая очередь печного отделения. Администрация Тольятти в октябре-ноябре повторно подала 11 заявок, в т.ч. на единственный объект с высоким риском опасности — шламоотвальное хозяйство общей площадью более 4 га. Среди других — станция нейтрализации площадью более 1 га, бывший склад желтого фосфора площадью 0,3 га и корпус подготовки сырья цеха пятисернистого фосфора площадью 0,3 га. Ожидается, что реакция от Минприроды РФ на повторное обращение последует до конца 2023 года.
Осведомленный источник «СО» в администрации говорит, что по самым оптимистичным оценкам до конца года в ГРОНВОС могут быть включены еще два объекта. Судя по всему, все три ОКСа, которые в итоге попадут в реестр, принадлежали промышленному холдингу «АКРОН». Он в 2020 купил на промплощадке «Фосфора» три ОКСа с банкротного аукциона компании «Ависта», при обследовании территории в них обнаружили могильники фосфорного шлама. «АКРОН» сразу изъявил готовность отдать объекты под демонтаж. По информации «СО», в 2023 году компания передала все три здания Росимуществу.
Мельников считает, что делать проектное решение даже по трем объектам из 12 нет смысла. «Надо чистить всю площадку», — считает Мельников.
«С учетом уровня опасности, остаточной концентрации фосфора на уровне 12-20%, а также принимая во внимание неблагоприятный период метеоусловий, который характерен для Тольятти, и наличие близлежащей застройки, наиболее оптимален термический метод утилизации — низкотемпературное сжигание шламов в специальной установке с эффективностью очистки отходящих газов более 96%. Перевозить эти отходы за пределы основной производственной площадки ни экономически, ни экологически небезопасно. Поэтому данный метод является наиболее рациональным и с технической, и с экологической, и с экономической точек зрения», — оценивает возможные перспективы площадки Мельников. Он отмечает, что «в числе основных проблем всех участков — стесненные условия и близость действующих предприятий, ветшание конструкций и сооружений (износ составляет порядка 80%), отсутствие путей подъезда спецтехники и площадок хранения для оперативного пожаротушения, отсутствие доступной системы противопожарного водоснабжения, свободный доступ посторонних к участкам хранения отходов».
По мнению Мельникова, «технология рекультивации может быть разработана и применена после включения в ГРОНВОС». Он предполагает, что разработка готового проектного решения потребует не менее года. В это решение должны войти не только технология утилизации отходов, но и логистика доставки шлама к месту утилизации, и готовый земельный участок с санитарной зоной, на котором будет проводиться собственно сжигание отходов.
Аналогичной точки зрения придерживается и депутат Самарской губернской думы Денис Волков. «Только полноценная чистка всей площадки «Фосфора» даст возможность начать ее полноценно осваивать и забирать земельный участок в муниципальную собственность», — поясняет «СО» Волков. По его подсчетам, в случае рекультивации городской бюджет мог бы ежегодно получать от предприятий, работающих на промплощадке «Фосфора», по 250-300 млн рублей — налоги на доход, землю и имущество.
На 2023 год промышленная площадка «Фосфора» представляет собой сочетание руин с фосфорным шламом и стихийного индустриального парка, общий оборот предприятий которого превышает 10 млрд рублей в год. Именно наличие большого количества работающих производств делает особенно проблемным потенциал большой чистки территории «Фосфора» «Практически любые работы предполагают остановку на время деятельности основной части промышленной площадки «Фосфора».
Можно поверить, что удалось бы договориться с одним владельцем, но тут их десятки. Скорее всего, все останется на стадии ГРОНВОСа, — и то туда еще нужно попасть», — предполагает один из членов тольяттинского политсовета «Единой России» на условиях анонимности.
Всего от Самарской области в ГРОНВОСе представлено 12 объектов, шесть из них включены в 2023 году. Весной 2023 года из реестра исключены ликвидированные несанкционированные свалки в Чапаевске и Октябрьске. Попадание в ГРОНВОС само по себе еще не означает немедленного получения финансирования, в реестре остаются четыре объекта, включенные туда еще в 2018 году, в т.ч. территория бывшего ОАО «Средневолжский завод химикатов» в Чапаевске. С другой стороны, две свалки в Тольятти, напротив АвтоВАЗа и рядом со сгоревшим заводом «Феррони», включены в ГРОНВОС в 2021 году и, скорее всего, будут исключены из него уже в 2024 году.
ПАВЕЛ МЕЛЬНИКОВ, директор института химии и энергетики ТГУ
В общей сложности на территории бывшего ОАО «Фосфор» располагается около 14 000 тонн строительного мусора и загрязняющих веществ 2-го, 3-го и 4-го классов опасности. Самыми опасными являются четыре участка, включая бывший склад хранения желтого фосфора, — на них находится более 70% фосфорсодержащего шлама. Проблема осложняется тем, что 10 из 11 определенных видов отходов вообще не включены в федеральный каталог.
— Николай Краснов