ABC News 14.07.2024
Китай является крупнейшим в мире производителем и потребителем текстиля, ежегодно выбрасывая 26 миллионов тонн одежды, в основном из неперерабатываемой синтетики.
ВЭНЬЧЖОУ, Китай — На фабрике в провинции Чжэцзян на восточном побережье Китая на полу мастерской свалены две кучи выброшенной хлопчатобумажной одежды и постельного белья, небрежно разделенные на темные и светлые цвета. Рукава курток, воротники и фирменные этикетки торчат из куч, пока рабочие загружают одежду в измельчительные машины.
Это первый этап новой жизни текстиля, часть программы переработки на текстильной компании Wenzhou Tiancheng Textile Company, одном из крупнейших заводов по переработке хлопка в Китае.
Текстильные отходы являются неотложной глобальной проблемой, и только 12% из них перерабатываются во всем мире , согласно данным некоммерческой организации Ellen MacArthur Foundation, занимающейся вопросами устойчивости моды. Еще меньше — всего 1% — выброшенной одежды перерабатывается в новую одежду; большая часть используется для малоценных вещей, таких как изоляция или набивка матрасов.
Нигде эта проблема не стоит так остро, как в Китае, крупнейшем в мире производителе и потребителе текстиля, где, по данным государственной статистики, ежегодно выбрасывается более 26 миллионов тонн одежды. Большая ее часть оказывается на свалках.
И такие фабрики едва ли оставляют след в стране, где швейная промышленность доминирует «быстрой модой» — дешевой одеждой из неперерабатываемой синтетики, а не из хлопка. Синтетика, произведенная из нефтехимических продуктов, которые способствуют изменению климата, загрязнению воздуха и воды, составляет 70% внутренних продаж одежды в Китае.
Китай присутствует во всем мире: такие гиганты электронной коммерции, как Shein и Temu, делают страну одним из крупнейших в мире производителей дешевой модной одежды, продавая свою продукцию более чем в 150 странах.
Чтобы добиться кардинальных перемен, крупным китайским брендам одежды необходимо внедрить то, что эксперт в области моды Шавей Йе называет «циклической устойчивостью», чтобы полностью исключить отходы.
«Нужно начать с перерабатываемых волокон, а затем все эти отходы текстиля будут снова использованы», — сказала она.
Но это недостижимая цель: по данным китайского правительства, лишь около 20% текстиля в Китае перерабатывается, и почти весь этот материал — хлопок.
Китайский хлопок не лишен собственной скверны, говорит Клаудия Беннетт из некоммерческой организации Human Rights Foundation. Большая его часть — это принудительный труд в провинции Синьцзян этнического уйгурского меньшинства страны.
«Каждая пятая хлопковая одежда в мире связана с принудительным трудом уйгуров», — сказал Беннетт.
В мае США заблокировали импорт от 26 китайских торговцев хлопком и складов, чтобы избежать товаров, произведенных с использованием принудительного труда уйгуров. Но поскольку цепочка поставок настолько шаткая, уйгурский хлопок используется в одежде, произведенной в других странах, на которой нет маркировки «сделано в Китае» , сказал Беннетт.
«Многие, многие, многие бренды одежды связаны с принудительным трудом уйгуров через хлопок», — сказала она. «Они прикрываются отсутствием прозрачности в цепочке поставок».
Хотя Китай является мировым лидером по производству электромобилей и электрического общественного транспорта и поставил перед собой цель достичь углеродной нейтральности к 2060 году, его усилия по продвижению устойчивой моды и переработке текстиля отошли на второй план.
Согласно отчету, опубликованному в этом году независимой организацией по контролю за модой Remake, оценивающей деятельность крупных компаний по производству одежды с точки зрения их практики в области охраны окружающей среды, прав человека и обеспечения равенства, среди самых известных брендов наблюдается низкий уровень ответственности.
Группа дала Shein, чья онлайн-площадка объединяет под своим лейблом около 6000 китайских швейных фабрик, всего 6 баллов из возможных 150. Temu набрала ноль.
Также ноль получили американский лейбл SKIMS, соучредителем которого является Ким Кардашьян, и бюджетный бренд Fashion Nova. Американский ритейлер Everlane набрал наивысшую оценку в 40 баллов, причем только половина из них была за практику устойчивого развития.
Внутренняя политика Китая не помогает.
Переработанный хлопок из ношеной одежды запрещено использовать для изготовления новой одежды в Китае. Это правило изначально было направлено на искоренение китайских однодневных операций по переработке грязного или иным образом загрязненного материала.
Но теперь это означает, что огромные катушки плотно сплетенной, похожей на веревку хлопчатобумажной пряжи, производимые на фабрике Вэньчжоу Тяньчэн из бывшей в употреблении одежды, могут продаваться только на экспорт, в основном в Европу.
Ситуацию усугубляет то, что многие китайские потребители вообще не желают покупать бывшие в употреблении товары, что, по мнению директора по продажам фабрики в Вэньчжоу Коуэн Тан, объясняется ростом доходов домохозяйств.
«Они хотят покупать новую одежду, новые вещи», — сказал он, имея в виду предрассудки, связанные с покупкой подержанных вещей.
Тем не менее, среди молодых китайцев растущее понимание важности устойчивого развития способствовало появлению новых предприятий по производству «переделанной» одежды.
Тридцатилетний дизайнер Да Бао основал Times Remake в 2019 году, шанхайский бренд, который берет секонд-хенд и переделывает его в новую одежду. В мастерской компании в Шанхае портные работают с секонд-хендом из джинсов и толстовок, сшивая их в модные новые модели.
Предприятие, которое началось с того, что Да Бао и его тесть выложили в интернет свои уникальные дизайны, теперь имеет флагманский магазин в модном районе Цзинъань в Шанхае, где продаются перешитые ими предметы одежды наряду с винтажными вещами, такими как куртки Levi’s и Carhartt.
По словам Бао, дизайн представляет собой «сочетание стиля прошлого и эстетики современной моды, позволяющее создать нечто уникальное».
У Чжан На есть модный лейбл Reclothing Bank, который продает одежду, сумки и другие аксессуары, изготовленные из таких материалов, как пластиковые бутылки, рыболовные сети и мешки из-под муки.
На этикетках товаров есть QR-коды, которые показывают их состав, способ изготовления и происхождение материалов. Чжан использует хорошо зарекомендовавшие себя методы производства, такие как текстильные волокна из листьев ананаса, многовековая традиция, берущая начало на Филиппинах.
«По сути, мы можем разработать тысячи новых тканей и новых материалов», — сказала она.
Reclothing Bank начал свою деятельность в 2010 году, чтобы дать «новую жизнь старым вещам», — сказала Чжан о своем магазине в историческом переулке Шанхая, сочетающем западную и китайскую архитектуру. Большой сейф для хранения подержанной одежды стоял у входа.
«Старые вещи на самом деле несут в себе множество воспоминаний и эмоций людей», — сказала она.
Чжан отметила, что с тех пор, как она открыла свой магазин, она заметила рост осознания важности устойчивого развития, а основными клиентами стали люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Бао Ян, студентка колледжа, заглянувшая в магазин во время визита в Шанхай, сказала, что была удивлена ощущением от одежды.
«Я думаю, это удивительно, потому что, когда я впервые вошла в дверь, я услышала, что многие предметы одежды на самом деле сделаны из ракушек или кукурузной шелухи, но когда я потрогала одежду в деталях, я совершенно не представляла, что она будет такой удобной на ощупь», — сказала она.
Тем не менее, она признала, что покупка устойчивой одежды — это сложная задача. «Люди моего возраста больше склонны к быстрой моде или не думают об устойчивости одежды», — сказала она.
Переработанная одежда, продаваемая в таких магазинах, как Reclothing Bank, имеет гораздо более высокую цену, чем одежда брендов быстрой моды, из-за дорогостоящих методов производства.
«Именно в этом и заключается настоящая проблема», — считает Шэн Лу, профессор моды и швейных исследований в Университете Делавэра.
«Исследования неоднократно показывают, что потребители не готовы платить больше за одежду, изготовленную из переработанных материалов, и вместо этого они на самом деле ожидают более низкой цены, поскольку считают, что такая одежда сделана из вещей, бывших в употреблении», — сказал он.
Он не считает, что в Китае, где производство одежды обходится так дешево, устойчивая мода будет иметь широкое распространение, учитывая высокие затраты на приобретение, сортировку и переработку бывшей в употреблении одежды.
«У компаний нет финансовых стимулов», — сказал он.
Для реальных изменений необходимо «более четкие сигналы сверху», добавил он, имея в виду правительственные цели, подобные тем, которые способствовали развитию электромобильной отрасли Китая .
Тем не менее, в Китае «правительство может быть другом любого сектора», сказал Лу, поэтому, если коммунистические лидеры Китая увидят экономический потенциал, это может спровоцировать изменение политики, которое будет способствовать новым инвестициям в устойчивом направлении.
Но на данный момент упакованные в пластик конусы из плотно скрученного хлопка, загружаемые в грузовики возле фабрики «Вэньчжоу Тяньчэн», направляются на зарубежные рынки, далеко от того места, где начался их путь переработки.
«Быстрая мода определенно не вышла из моды» в Китае, сказал Лу.