Росприроднадзор заставляет чиновников корректировать терсхему
В территориальной схеме по обращению с коммунальными отходами Югры оказались давно не действующие полигоны. Официальный документ изучили представители федерального экологического сообщества, после чего адресовали обращение в Росприроднадзор. В поле зрения экологов оказались объекты в поселениях Белоярского района, на которые у оператора – компании «ЮКЭК-Белоярский» – не оказалось лицензии. В ходе ведомственной ревизии выяснилось, что внесенные в окружную терсхему площадки давно закрыты, что лишь добавило вопросов, где и на каких основаниях в таком случае размещается мусор. В администрации Белоярского района, а также в отраслевом сообществе заверили, что о нелегальном захоронении отходов речи не идет. Тем не менее наблюдатели теперь адресуют претензии к региональному департаменту промышленности, отвечающему за ведение документа, и говорят о «низкой квалификации и манипуляциях чиновников». А на этом фоне собеседники издания вспоминают и другие проблемы: провальный проект по созданию за бюджетный счет площадок временного накопления отходов в муниципалитетах и «абсурдный аукцион на ликвидацию свалки в Ханты-Мансийском районе, вывезти которую можно только по воздуху».
Северо-Уральское управление Росприроднадзора настаивает на внесении изменений в территориальную схему по обращению с отходами на территории ХМАО-Югры. Информацию о наличии в ключевом документе недействующих полигонов, а также отсутствии лицензии у оператора – АО «ЮКЭК-Белоярский» – в ведомство представили экологи.
В ходе проведения мониторинга было установлено, что «ЮКЭК-Белоярский» (зарегистрировано в Белоярском, подконтрольно комитету муниципальной собственности администрации Белоярского района на 89,2%, еще 10,8% принадлежит АО «ЮКЭК») фигурирует в качестве оператора трех полигонов ТКО. При этом статус предприятия вызвал серьезные сомнения у «зеленых».
«АО «ЮКЭК-Белоярский», согласно схеме, осуществляет захоронение отходов на полигоне ТКО в поселке Верхнеказымский, а также полигонах утилизации ТКО в селе Полноват и поселке Сорум Белоярского района. Между тем у юрлица отсутствует лицензия на захоронение отходов на данных ОРО, то есть деятельность по захоронению отходов на них осуществляется в нарушение федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Мы попросили Росприроднадзор провести проверку», – сообщил агентству председатель «Зеленого фронта» Сергей Виноградов.
В управлении РПН проанализировали информацию, представленную администрацией Белоярского района, и сообщили, что объекты не эксплуатируются, а площадка в Верхнеказымском и вовсе законсервирована. Ответ, где в таком случае размещаются ТКО, дан не был.
«В территориальную схему <…> внесены объекты размещения отходов: «Полигон утилизации ТБО села Полноват», «Полигон утилизации ТБО села Сорум», «Полигон ТБО в поселке Верхнеказымский». По результатам рассмотрения обращения в адрес департамента промышленности ХМАО-Югры направлена информация о необходимости внесения корректировки в терсхему», – проинформировал заместитель руководителя Северо-Уральского управления Росприроднадзора Владимир Кайгородов.
Одновременно глава управления добавил, что ждут от «ЮКЭК-Белоярский» заявления об исключении объектов в Полновате и Соруме из ГРОРО.
Издание рассчитывало получить комментарий руководства компании по эксплуатации площадок, значащихся в терсхеме, а также местах размещения ТКО, однако в «ЮКЭК-Белоярский» на звонки в течение рабочего дня не отвечали. Впрочем, с изданием кратко побеседовал глава Белоярского района Сергей Маненков. «Из Верхнеказымского отходы сейчас отвозят на площадку в городе Белоярский. В Полновате у нас есть площадка временного накопления отходов. И в Соруме то же самое», – уточнил руководитель муниципалитета.
В то же время собеседник издания, детально знакомый с деятельностью в сфере обращения с ТКО на территории региона, также подтвердил, что мусор из поселений не захоранивается на полигонах в них же. «Все вывозится на площадку в Белоярском, также эксплуатируемую «ЮКЭК», – сказал отраслевик.
Впрочем, у представителей экологического сообщества вопросы к деппрому ХМАО остаются. «Теперь, как следует из ответа Росприроднадзора, департаменту предстоит вносить изменения в терсхему обращения с ТКО. Для нас, однако, остается загадкой, почему эти полигоны вообще были в мае внесены в терсхему. Возможно, чтобы на бумаге сошлись объемы по вывозу ТКО?» – предполагает намерения чиновников Сергей Виноградов.
На этом конфликтном фоне собеседники издания в отрасли вспоминают и другие негативные кейсы, связанные с организацией инфраструктуры.
Так, по словам наблюдателей, до сих пор не решена проблема использования площадок временного накопления ТКО во многих муниципалитетах. Если в Белоярском районе, судя по словам мэра и участников рынка, они задействованы, то в тех же Березовском и Октябрьском районах простаивает как минимум 15 объектов, а в Кондинском возникли вопросы к их содержанию. Стоит отметить, на строительство площадок было выделено до 800 млн рублей из бюджета.
«В Белоярском районе в схеме оказываются неработающие объекты – что заставляет предполагать как минимум некомпетентность, а возможно, желание подбить цифры, – в других муниципалитетах ПВН за сотни миллионов рублей стоят и ветшают, а отходы сваливают рядом с ними. И деппром перекладывает вину на муниципалов. К середине октября заставляли отчитаться о вводе в строй. За чей счет, если в этих районах денег кот наплакал?» – говорят отраслевики.
Отдельной иллюстрацией в рассказах специалистов проходит и ситуация, разворачивающаяся сейчас в Ханты-Мансийском районе, где уже местные чиновники запланировали провести аукцион на ликвидацию свалки отходов в поселке Урманный по заказу МКУ «Управление капитального строительства и ремонта». Примечательным же в будущем договоре является срок исполнения – с конца ноября по середину декабря, – а доставить ТКО нужно на полигон в поселке Кедровый.
Как значится в ответе директора УКСиР Игоря Петухина, «между Красноленинским (куда входит Урманный. – Прим. ред.) и Кедровым в период навигации действует водный способ, в период распутицы между поселениями действует авиасообщение, в сезон зимних автодорог – перевозка автомобильным транспортом по автозимникам».
«Зимники в этом районе начинают работу в конце декабря – начале января. То есть из этого следует, что вывозить свалку придется вертолетами. Смешно, но бюджета там на один взлет не хватит. Предполагаем, что чиновники могут разыграть простую схему. Подписать соглашение с какой-то близкой конторой, принять на бумаге работы, а вывезти – если вывезти – задним числом. Думаю, тут вполне может проявить интерес ФАС», – заключает собеседник издания в отрасли.