Интернет-издание «Ридус»
Правительство Норвегии считает, что Северное море — надежный могильник для углеродных отходов. «Оно может стать центральным хранилищем CO2 для нескольких отраслей, стран и Европы», — заявил CNBC министр энергетики страны Терье Осланд. Это совершенно безопасно, утверждает он. Экологи сомневаются.
Морское улавливание и хранение углерода (CCS) относится к ряду технологий, которые направлены на сбор углерода от деятельности с высоким уровнем выбросов, транспортировку его к месту хранения и запирание на неопределенный срок под морским дном.
Нефтегазовая промышленность уже давно рекламирует CCS как эффективный инструмент в борьбе с изменением климата, а отрасли, загрязняющие окружающую среду, все чаще обращаются к морскому хранению углерода как к способу сокращения выбросов парниковых газов, вызывающих потепление планеты.
Критики предупреждают о долгосрочных рисках, связанных с постоянным хранением углерода под морским дном, и утверждают, что технология представляет «новую угрозу мировому океану и опасно отвлекает от реального прогресса в борьбе с изменением климата».
Но Терье Осланд оптимистично оценил перспективы норвежского проекта Longship, который, по его словам, создаст полноценную крупномасштабную цепочку CCS. «Я думаю, это докажет миру, что эта технология важна и доступна», — сказал он.
Богатый опыт
Норвегия имеет долгую историю управления выбросами углерода. Почти 30 лет она улавливала и повторно закачивала углерод, образующийся при добыче газа, в пласты морского дна на своем континентальном шельфе.
Проекты Sleipner и Snøhvit по управлению выбросами углерода действуют с 1996 и 2008 годов соответственно, и их часто называют доказательством жизнеспособности технологии. Эти предприятия отделяют углерод от добываемого газа, затем сжимают и перегоняют углерод по трубам, повторно закачивая его под землю.
«Мы видим растущий интерес к хранению углекислого газа в качестве решения, и те, кто скептически к этому относится, могут приехать в Норвегию и посмотреть, как мы справились в Слейпнере и Снохвите»,— предложил Осланд.
Углерод хранится на глубине нескольких тысяч метров под морским дном, «это безопасно, постоянно, и хороший способ борьбы с климатическими выбросами», уточнил министр.
Однако проекты Sleipner и Snøhvit столкнулись с некоторыми проблемами, включая перебои во время закачки углерода. Эти проблемы «ставят под сомнение долгосрочную техническую и финансовую жизнеспособность концепции надежного подземного хранилища углерода» и не могут служить успешными моделями для подражания и расширения, считают аналитики Института экономики энергетики и финансового анализа из США.
Вдали от людей
Норвегия планирует развивать проект Longship стоимостью 2,6 миллиарда долларов в два этапа. Первый рассчитан на предполагаемую мощность хранилища в 1,5 миллиона метрических тонн углерода в год в течение 25-летнего периода эксплуатации, а закачка углерода может начаться уже в следующем году. Прогнозируется, что возможная мощность второго этапа составит 5 миллионов тонн углерода.
Сторонники проекта говорят, что даже с учетом запланированного второго этапа, который значительно увеличит количество углерода, хранящегося под морским дном, «это остается каплей в море». Правительство Норвегии заявляет, что Longship «продвигается хорошо».
Управлять транспортной и складской частью будет компания Northern Lights, совместное предприятие норвежского нефтегазового гиганта Equinor, британской Shell и французской TotalEnergies. Как пояснил управляющий директор Northern Lights Борре Якобсен, преимущество хранения углерода под морским дном в том, что вокруг нет людей, тогда как на суше таким проектам может противостоять враждебно настроенное общественное мнение.
По данным Центра международного экологического права (CIEL), к середине 2023 года компании и правительства по всему миру объявили о планах построить более 50 новых морских проектов CCS. Это беспрецедентный масштаб, отметили аналитики организации.
Если все эти проекты будут реализованы, это приведет к 200-кратному увеличению количества углерода, закачиваемого под морское дно каждый год.
Главная опасность заключается в непредсказуемом поведении CO2, отмечает директор программы по климату и энергетике CIEL Никки Райш. И тот факт, что пока еще не было сообщений о каких-то утечках углекислого газа из подобных хранилищ, не гарантирует их отсутствия в будущем.