Фото: Луганский Информационный Центр
О ситуации с вывозом мусора, причинах увеличения объемов ТБО в Луганске в интервью ЛИЦ рассказал директор Луганского центра утилизации отходов Владислав Чепеленко.
— Луганчане продолжают обсуждение темы вывоза мусора. Могли бы Вы прояснить ситуацию с периодическими накоплениями отходов?
— Еще полтора-два года назад нами вывозилось в среднем в неделю 450-500 кубов крупногабаритного мусора. В настоящее время в день накапливается от 500 до 600 кубов в сутки. То есть, раньше мы вывозили 80-100 кубов в день, сейчас этот объем вырос примерно в шесть раз.
Это объясняется не только тем, что количество людей в городе увеличилось, но и отсутствием должной ответственности за выброс мусора в неотведенные места. Как пример: жители частного сектора несут в контейнеры у многоквартирного жилья ветки и листья, хотя на участках для этого должны иметься компостные ямы. В результате человеку из многоэтажки некуда выбросить мусор.
Закон запрещает привозить на полигон ТБО легковоспламеняющиеся предметы: картон, листья, ветки. Но от безысходности нам приходиться это все пересыпать грунтом, утилизировать.
Доходит и до абсурда: был случай, когда контейнер полностью забили кирпичами. Машина не может его поднять из-за перегруза.
Еще один фактор — деятельность бизнесменов, которые зарабатывают на вывозе мусора якобы на полигон, однако сами наполняют им наши контейнеры.
Мы самоотвержено ликвидируем эти стихийные свалки, которые выходят за рамки тарифа.
Я надеюсь, что придет то время, когда за эти действия наступит административная ответственность.
— Почему не работает Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий наказание для нарушителей?
— Нельзя сказать, что кодекс не работает. Я понимаю, что он работает не в полную силу, потому что до 2026 года мы находимся в переходном периоде. Нужно время, чтобы все структуры заработали в полную силу.
У нас нет полномочий штрафовать. Для предотвращения нарушений нами были выставлены предупредительные трафареты о запрете складирования отходов в неотведенных для этого местах.
— Насколько предприятие обеспечено автомобильной техникой для вывоза мусора?
— Количество машин добавилось. Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» предоставила нам новые автомобили с боковой загрузкой. Мы получили большое количество абсолютно новых контейнеров. Это дает нам возможность для маневра в работе, позволяет заменить старые. Удалось уйти от тех мусоровозов, которые эксплуатировались по три срока. Появился парк для вывоза крупногабаритного мусора. Этой техники не было вообще.
Полностью потребность не закрыта. Транспорт нам необходим, как минимум 20 мусоровозов. Потому что должен быть обменный фонд, машины, которые будут иметься в резерве на случай поломки.
— Какая ситуация с кадрами и оплатой труда?
— Дефицит кадров, к сожалению, есть. Это самый главный вопрос на сегодняшний день. Связано это с оттоком рабочей силы в другие субъекты РФ. Нужно учитывать, что на предприятии используется специальная техника, не каждый водитель грузового автомобиля может ею управлять. Для допуска на линию новичок проходит стажировку с опытным водителем.
Дефицит по водителям у нас 45%, по уборщикам — тоже до 40-45%.
Честно говоря, утвержденная штатным расписанием заработная плата у наших работников ниже, чем на рынке труда, но мы вышли из положения путем применения ежемесячного и квартального премирования. Это стимулирует людей работать и дальше на нашем предприятии, делая тем самым наш город чище, уютнее и красивее.
— Прибавление контейнеров позволило в какой-то мере решить проблему накопления мусора?
— Накопление было 100 кубов в сутки — мы вывозили, стало 200 кубов — мы вывозили, привлекали дополнительную технику. Люди видят безнаказанность и выкидывают все, что считают нужным. К сожалению, от 1-го класса опасности до 5-го. А мы должны вывозить отходы только 4-го и 5-го класса опасности, то есть, твердые бытовые отходы. Отходы производства, резиновые покрышки, люминесцентные лампы, аккумуляторы, шприцы должны утилизироваться в специальных организациях. Мы живем во время интернета, найти их несложно.
По графику вывоз осуществляется через день или каждый день.
Существует программа по строительству мусороперерабатывающего комплекса, который будет разбирать и перерабатывать весь мусор, который туда поступит. Это будет в ближайшем будущем, но нам на сегодняшний день нужно город содержать в чистоте. Если люди сами не задумаются, что они творят, нам будет сложно его оставить таким же чистым.
— В каком состоянии сейчас Александровский полигон? Будет ли он ликвидирован после строительства нового завода или продолжит работу в каком-то виде?
— Александровский полигон должен был уже прекратить свое существование, но, к сожалению, так как больше некуда, мы должны весь мусор утилизировать там.
Когда новое предприятие введется в эксплуатацию, Александровский полигон должен законсервироваться. Должны быть проведены определенные виды работ.
— Насколько возможно внедрение системы раздельного сбора мусора в Луганске?
— Я думаю, в ближайшие годы, после введения в эксплуатацию мусороперерабатывающего комплекса, в Луганске начнет применяться раздельный сбор мусора. Вы видите, как быстро сейчас город развивается, становится красивее, быстро делаются дороги. Большое внимание уделено всем сферам деятельности.